Часто в мир рукоделия человека приводит наличие «движка», которого внутренний хомяк заставил «прихватить» в удобном месте, движок достался по наследству, ну, тысяча способов, как он оказался у вас. Но движок есть, и в организме начинает свербить: «Из него можно что-нибудь сделать!».
Есть другой вариант: охота сделать циркулярку или «обезьяну» или токарный станок. Возникает вопрос: «Что купить?» (Выменять, искать на помойке, cпи…, нет! Этим мы не занимаемся ).
Не являясь спецом по электроприводу, попробую изложить то, что понял сам, пока занимался поисками в инете.
Сразу оговорюсь, что данный опус на тему «асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором». Не пугайтесь умных словей, это означает всего лишь, что речь пойдет об изобретении нашего соотечественника, которое используют для оживления большей части промышленных механизмов от вентиляторов и станков до насосов и распашных ворот. Асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором так широко распространен из-за своей необычайной надежности (подшипники на роторе, больше при правильной эксплуатации ломаться нечему), неприхотливости в обслуживании (нет щеток, как на вашей любимой болгарке, смазку в подшипниках изредка глянуть, да следить, чтоб не зарос пылью и грязью, а то греется будет). Такой двигатель имеет постоянные обороты, которые зависят, в основном, от частоты питающей сети (у нас 50 Гц), от обмотки статора (числа полюсов), от напряжения питания (у нас 220, 380 В). Здесь, правда, кроется и возможный недостаток, если вам эти обороты надо менять. Но уже есть приборы, которые это позволяют делать, изменяя частоту сетевого питания – частотный преобразователь, «частотник» - фетиш самодельщика (многие из нас вынуждены рукоделить отнють не в механическом цеху), кроме регулирования оборотов позволяет получить из одной фазы три, что сильно упрощает задачу поиска привода, ведь подавляющее большинство движков - на три фазы.
Часто «наша прелессссть» , доставшаяся нам «на халяву» или «висящая» в Авито выглядит так (фото из Авито)
Для того, чтоб принять решение, что купить или что можно сделать из того, что есть, надо «нашу прелессссть» опознать. Вообще, движки имеют на себе табличку с параметрами, как то: обороты, мощность, напряжение питания, количество фаз питания. Но, мы в России и у многих движков из-за надежности и неприхотливости богатая история, множество хозяев и применений, причем часто хозяев иначе как варварами не назовешь. Двигатель часто весь ржавый, имеет следы ударов, сколы на чугунине, при этом оставаясь в нормальном рабочем состоянии. Что уж говорить про маленькую табличку с параметрами из тонкого алюминия. Ее либо нет, либо она не читаема. От продавца вы тоже вряд ли чего добьетесь. Будем полагаться на себя.
К счастью, электропривод является важной частью промышленного производства, и, поэтому, стандартизован. Причем одни предприятия выпускают движки, а другие выпускают механизмы, на которые эти движки ставят. Конструктору механизма известна необходимая мощность привода для своего механизма, но надо знать габариты двигателя, чтоб сконструировать крепление и скомпоновать проектируемый механизм.
Основным габаритом двигателя является высота вала над крепежной площадкой
Измерив эту высоту сразу можно прикинуть мощность, необходимые таблицы можно найти на сайтах производителей. Если двигатель старый, то можно воспользоваться старыми добрыми советскими книгами. В то время к людям относились лучше и книги написаны более простым и понятным языком, содержат меньше «матана», а если и есть какие формулы, то их простое объяснение тоже есть в книжке, причем для понимания достаточно средних школьных знаний. Рекомендую книгу «Справочник сельского электротехника» Одинцова или «Учебник сельского электрика» Автор: Прищеп Л.Г. Раз уж у нас сайт про «Металлообработку на селе» .
Найти можно на сайтах старых книг http://retrolib.narod.ru/book_e1.html
Идентифицировать движок помогут также тип крепления (фланец или площадка), а также расстояния между крепежными отверстиями. Пример привожу ниже, а так нашел параметры точила на фото выше.
Табличка из «Справочник сельского электротехника» Одинцова, двигатель старый, у новых отверстия креплений расположены по-другому.
Привод от чайника чайникам
-
Автор темыКеголо
-
Автор темыКеголо
Привод от чайника чайникам
Ну, в общем, с грехом пополам нашли мы «нашу прелесссть», например, 1.7 кВт, как у меня. Надо заметить, что в одном и том же габарите могут быть двигатели разной мощности. Дело в том, что в статор, который выглядит вот так
можно засунуть обмотки таким образом, что обороты двигателя будут различны. Для трех фаз 50 Гц этот ряд выглядит следующим образом 3000, 1500, 1000, 750, 600. Обороты определяются количеством полюсов, т.е. пар катушек, которые своим полем крутят ротор. Чем больше пар катушек, тем медленнее крутится ротор. Соответственно, чем «оборотистее» мотор, тем он меньше, при той же мощности. Вот, как выглядит зависимость мощность/габарит/обороты (габарит, напомню, высота вала от основания, расстояния между отверстиями)
В основном используются движки 1500 об\мин, следующие 1000 и 3000, остальные реже. Сразу хочу оговориться, реальные обороты будут не 1500 об\мин, а, например 1380. Прошу профи меня не гнобить, я упрощаю для легкости понимания, на следующем уровне развития новичок постигнет и эти тонкости .
Вот, вроде разобрались, кто перед нами или купили недорого то, что нам надо
Свербить начинает уже неимоверно. Надо включать! Вот только где у этого куска железа плюс, а где минус? Куст какой-то торчит…
Давайте поборем в себе желание «скрутить в пук, что с одной дыры выходит, потом, шо с другой, в другой пук и один пук в одну дыру в розетку, другой – в другую…», не получится из этого ничего хорошего. Перво-наперво забудем про «плюс» и «минус», не будем давать профессиональным электрикам повод для зубоскальства. В обычной розетке «фаза» и «ноль». Причем, там, где фаза, там 50 раз в секунду плюс с минусом меняются. Напряжение у нас «переменное».
Некоторые товарищи (мы, конечно, не такие ) могут сказать «Да один хрен! От фазы «двинуть» может, как от плюса, а от нуля – нет». Ну, в чем-то они правы, но только пока речь про однофазную розетку. С позиции «Один хрен!» очень тяжело объяснить природу «трехфазного напряжения». «Если там три плюса, то скрутить их вместе, да и дело с концом!»- а чо, логично.
Вот до чего можно дойти, если применять неправильные термины. Мы так делать не будем, и немножко нырнем в «матан», тем более, что там все просто.
Переменный ток производят генератором, который вращает турбина со скоростью 50 об/сек (отсюда и 50 Гц, что означает смену «плюса» на «минус» в проводе 50 раз в секунду). Ротор генератора – магнит, который крутит свое поле мимо обмоток, которые расположены вокруг него, чем вызывает там поток электронов в проводнике. Чтоб место не терять, вокруг ротора не одна пара полюсов, а три. И когда магнитное поле проходит через условный центр полюса, напряжение в том максимальное, как только прошел, оно начинает ослабевать, но нарастает в другом полюсе.
Позволю себе тиснуть график, по-моему уже и так все понятно, даже если школьная физика была давно и вы ее «проходили», то есть мимо. Вот так меняется величина напряжения в фазах в течение времени. По вертикальной оси У отложено напряжение, по горизонтальной Х – время. И тут мы видим сразу, почему нельзя скручивать «плюсы», напряжение между фазами может достигать (в определенный момент времени) 380 вольт (показано красьненькой стрелочкой), в то время, как между «нулем» (горизонтальная ось) и любым фазным проводом, не превышает 220 В.
Так вот, возвращаясь к «нашей прелесссти», не надо пока ничего скручивать. Очень хорошо, если вы обзаведетесь простеньким тестером, даже дешевый, китайский, который врет, как политик и то лучше, чем ничего.
Вообще, тестером надо обзавестись еще до приобретения двигателя. Перед покупкой надо «прозвонить» обмотки на предмет целостности и на предмет отсутствия замыкания между собой и корпусом. Это можно сделать при помощи лампочки и сети 220 в, но с тестером безопаснее и удобнее.
Если на вашем движке шесть выводов, то у вас все хорошо, перед вами трехфазный электромотор, три пары выводов это начала и концы трех обмоток. Приготовьте шесть кусочков кембрика, малярного скотча, бумажек, наконец, чего угодно, на чем можно писать и потом прикрепить к выводу Ставим тестер «на писк» или на «омы» (проверка сопротивления) Берем любой из концов, прижимаем к нему щуп, другим поочередно касаемся оставшихся пяти проводов и корпуса мотора в конце. Из пяти оставшихся концов «пискнуть должен только один, на корпус проводимости быть не должно вовсе. «Пищание» на корпус или более, чем на один проводник из пяти говорит о замыкании обмоток между собой и статором, соответственно. Если ни один из пяти проводов не «пискнул», значит обрыв обмотки. Запишите измеренное сопротивление. У всех трех пар выводов оно должно быть одинаковое, если нет, то где меньше, там замыкание между витками обмотки. При всех этих неприятностях мотор не пригоден к эксплуатации и пора поинтересоваться адресом ближайшей металлоприемки.
Есть еще один выход – перейти на следующий уровень и стать ОБМОТЧИКОМ. Да, двигатель можно «перемотать». Но, тут я вам уже не помошник
Перед запуском мотора надо найти начала и концы обмоток, это важно, если перепутать, то обмотки будут генерить поля «навстречу» друг другу, двигатель буден люто гудеть и потреблять большой ток, возможно вышибет автомат. Включив таким макаром двигло через частотник, тот показал мне ток потребления под 30 А и отрубился. Уменьшив частоту до 10Гц я добился вращения двигателя. Сначала подумал, что меня надули и двигло на пять киловатт. Оказалось, электрик перепутал маркировку клемм.
Как найти начало и конец обмоток, милости прошу в «Учебник сельского электрика», если вы его есчо не скачали.
Если из «нашей прелесссти» торчит только три провода, то это тоже трехфазный мотор, но у него есть один минус – без херургии его не заставить нормально работать на 220 вольт. Если будет интересно кому, добавлю, но это не совсем для новичков
можно засунуть обмотки таким образом, что обороты двигателя будут различны. Для трех фаз 50 Гц этот ряд выглядит следующим образом 3000, 1500, 1000, 750, 600. Обороты определяются количеством полюсов, т.е. пар катушек, которые своим полем крутят ротор. Чем больше пар катушек, тем медленнее крутится ротор. Соответственно, чем «оборотистее» мотор, тем он меньше, при той же мощности. Вот, как выглядит зависимость мощность/габарит/обороты (габарит, напомню, высота вала от основания, расстояния между отверстиями)
В основном используются движки 1500 об\мин, следующие 1000 и 3000, остальные реже. Сразу хочу оговориться, реальные обороты будут не 1500 об\мин, а, например 1380. Прошу профи меня не гнобить, я упрощаю для легкости понимания, на следующем уровне развития новичок постигнет и эти тонкости .
Вот, вроде разобрались, кто перед нами или купили недорого то, что нам надо
Свербить начинает уже неимоверно. Надо включать! Вот только где у этого куска железа плюс, а где минус? Куст какой-то торчит…
Давайте поборем в себе желание «скрутить в пук, что с одной дыры выходит, потом, шо с другой, в другой пук и один пук в одну дыру в розетку, другой – в другую…», не получится из этого ничего хорошего. Перво-наперво забудем про «плюс» и «минус», не будем давать профессиональным электрикам повод для зубоскальства. В обычной розетке «фаза» и «ноль». Причем, там, где фаза, там 50 раз в секунду плюс с минусом меняются. Напряжение у нас «переменное».
Некоторые товарищи (мы, конечно, не такие ) могут сказать «Да один хрен! От фазы «двинуть» может, как от плюса, а от нуля – нет». Ну, в чем-то они правы, но только пока речь про однофазную розетку. С позиции «Один хрен!» очень тяжело объяснить природу «трехфазного напряжения». «Если там три плюса, то скрутить их вместе, да и дело с концом!»- а чо, логично.
Вот до чего можно дойти, если применять неправильные термины. Мы так делать не будем, и немножко нырнем в «матан», тем более, что там все просто.
Переменный ток производят генератором, который вращает турбина со скоростью 50 об/сек (отсюда и 50 Гц, что означает смену «плюса» на «минус» в проводе 50 раз в секунду). Ротор генератора – магнит, который крутит свое поле мимо обмоток, которые расположены вокруг него, чем вызывает там поток электронов в проводнике. Чтоб место не терять, вокруг ротора не одна пара полюсов, а три. И когда магнитное поле проходит через условный центр полюса, напряжение в том максимальное, как только прошел, оно начинает ослабевать, но нарастает в другом полюсе.
Позволю себе тиснуть график, по-моему уже и так все понятно, даже если школьная физика была давно и вы ее «проходили», то есть мимо. Вот так меняется величина напряжения в фазах в течение времени. По вертикальной оси У отложено напряжение, по горизонтальной Х – время. И тут мы видим сразу, почему нельзя скручивать «плюсы», напряжение между фазами может достигать (в определенный момент времени) 380 вольт (показано красьненькой стрелочкой), в то время, как между «нулем» (горизонтальная ось) и любым фазным проводом, не превышает 220 В.
Так вот, возвращаясь к «нашей прелесссти», не надо пока ничего скручивать. Очень хорошо, если вы обзаведетесь простеньким тестером, даже дешевый, китайский, который врет, как политик и то лучше, чем ничего.
Вообще, тестером надо обзавестись еще до приобретения двигателя. Перед покупкой надо «прозвонить» обмотки на предмет целостности и на предмет отсутствия замыкания между собой и корпусом. Это можно сделать при помощи лампочки и сети 220 в, но с тестером безопаснее и удобнее.
Если на вашем движке шесть выводов, то у вас все хорошо, перед вами трехфазный электромотор, три пары выводов это начала и концы трех обмоток. Приготовьте шесть кусочков кембрика, малярного скотча, бумажек, наконец, чего угодно, на чем можно писать и потом прикрепить к выводу Ставим тестер «на писк» или на «омы» (проверка сопротивления) Берем любой из концов, прижимаем к нему щуп, другим поочередно касаемся оставшихся пяти проводов и корпуса мотора в конце. Из пяти оставшихся концов «пискнуть должен только один, на корпус проводимости быть не должно вовсе. «Пищание» на корпус или более, чем на один проводник из пяти говорит о замыкании обмоток между собой и статором, соответственно. Если ни один из пяти проводов не «пискнул», значит обрыв обмотки. Запишите измеренное сопротивление. У всех трех пар выводов оно должно быть одинаковое, если нет, то где меньше, там замыкание между витками обмотки. При всех этих неприятностях мотор не пригоден к эксплуатации и пора поинтересоваться адресом ближайшей металлоприемки.
Есть еще один выход – перейти на следующий уровень и стать ОБМОТЧИКОМ. Да, двигатель можно «перемотать». Но, тут я вам уже не помошник
Перед запуском мотора надо найти начала и концы обмоток, это важно, если перепутать, то обмотки будут генерить поля «навстречу» друг другу, двигатель буден люто гудеть и потреблять большой ток, возможно вышибет автомат. Включив таким макаром двигло через частотник, тот показал мне ток потребления под 30 А и отрубился. Уменьшив частоту до 10Гц я добился вращения двигателя. Сначала подумал, что меня надули и двигло на пять киловатт. Оказалось, электрик перепутал маркировку клемм.
Как найти начало и конец обмоток, милости прошу в «Учебник сельского электрика», если вы его есчо не скачали.
Если из «нашей прелесссти» торчит только три провода, то это тоже трехфазный мотор, но у него есть один минус – без херургии его не заставить нормально работать на 220 вольт. Если будет интересно кому, добавлю, но это не совсем для новичков
"Если?!! Если это хорошо!"
-
Автор темыКеголо
Привод от чайника чайникам
Зарезервирую пока место, чтоб вся инфа в начале темы было и не утонула
Отправлено спустя 1 минуту 53 секунды:
Отправлено спустя 1 минуту 53 секунды:
"Если?!! Если это хорошо!"
-
Автор темыКеголо
Привод от чайника чайникам
Кеголо писал(а):Источник цитаты Переменный ток производят генератором, который вращает турбина со скоростью 50 об/сек
Значит все турбины, дизели и прочие приводы генераторов должны обязательно вращаться со скоростью 50 об/сек?
Есть люди разгрызающие кобальтовый сплав
Есть люди у которых есть Дварцы Кур Мяф...
Есть люди у которых есть Дварцы Кур Мяф...
-
Автор темыКеголо
Привод от чайника чайникам
2-12-85-06 писал(а):Источник цитаты Значит все турбины, дизели и прочие приводы генераторов должны обязательно вращаться со скоростью 50 об/сек?
А с какой целью интересуетесь?
"Если?!! Если это хорошо!"
Привод от чайника чайникам
Кеголо писал(а):Источник цитаты А с какой целью интересуетесь?
Да интересно просто. Дизель механизм достаточно тихоходный, а газовая турбина наоборот. А у их генераторов на выходе все равно 50 Гц...
Есть люди разгрызающие кобальтовый сплав
Есть люди у которых есть Дварцы Кур Мяф...
Есть люди у которых есть Дварцы Кур Мяф...
-
Автор темыКеголо
Привод от чайника чайникам
2-12-85-06 писал(а):Источник цитаты Да интересно просто. Дизель механизм достаточно тихоходный, а газовая турбина наоборот. А у их генераторов на выходе все равно 50 Гц...
Новичок? Данный вопрос как-то влияет на запуск движка в кладовке умельца, чтоб точило забацать?
"Если?!! Если это хорошо!"