Итак, здесь писал, что свой НГФ110Ш4 приобрел без ВФГ. Мысль о голове терзала неотступно полтора года, пару раз даже бронировал на барахолке, но снимал бронь по разным причинам –И вот наконец, в ноябре 2015 все срослось, в барахолке увидел достаточно приемлемый по цене вариант – голова, переходной фланец и Т- болты. Голова, выпуска 1983 года стояла, судя по фоткам лота в барахолке на станке Ш3. Хотя, судя по году выпуска и ромбическому переходному фланцу была от модели Ш4. Зная, что у моделей Ш3 и Ш4 разные фланцы (у Ш3 – он округлой формы) и оси крепежных отверстий у этих моделей не совпадают, сначала решил, что продавец пошел по легкому пути и рассверлил крепежные отверстия на фланцах, чтобы можно было привинтить фланец. Спросил у продавца об этом. Оказалось, что человек не искал легких путей – заглушил старые крепежные отверстия на колонне и просверлил новые. Чем меня и порадовал. Еще поспрошав про всякое разное, решил взять, и голова приехала ко мне из Казани. Помню, что когда увидел ее в первый раз, то был удивлён размерами – почему-то по фоткам она представлялась мне в два раза больше. Голова обошлась по деньгам немного дороже чем сама нагафа.
Первый осмотр выявил, что верхняя крышка и табличка привинчены криво. Причина – криво просверленные отверстия. Табличку потом выправил, а верхняя крышка так и осталась сидеть слегка наискосок. Ну ладно – на работоспособность не влияет. Литье корпуса – обычное для этих станков. Один из приливов корпуса под гайку т-болта отлит с перекосом – в принципе тоже беда небольшая. Шпиндель снаружи, когда-то, фиксировали чем-то вроде разводного ключа – остались следы. Снял крышки. Под ними обнаружился полузасохший солидол – как и ожидалось.
Отвинтил шлицевые гайки на промежуточном вале и шпинделе валах, снял цилиндрические шестерни. С промежуточного руками снял, со шпинделя съёмником. Причина – шпонка подсрезалась. Отвинтил крышку подшипников промежуточного вала. Сразу обратил внимание на ржавчину под на корпусе и обойме верхнего РУПа, видимо когда-то попала вода:
Демонтаж и разборка первичного вала.
Для этого сначала вывинтил фиксирующий гужон в нижней части корпуса. Чтобы вывинтить крышку – гайку первичного вала вставил два болта М6 в отверстия крышки, вставил между ними монтажку и стронул резьбу. Сначала шла туго, гужон упирается прямо в резьбу, видно от этого нитки были подзамяты, потом пошло от руки.
Первичный вал в сборе:
Внутри корпуса, в смазке, было полно желтых опилок. В душу закрались нехорошие подозрения.
Два 202-х подшипника первичного вала решил поменять на закрытые, благо они недорогие, заодно проверить состояние упорного. Разбираю вал, откручиваю шлицевые гайки, сдергиваю верхний 202-й, шестерню, вместе с упорным, снимаю крышку - гайку
вынимаю вал с нижним 202-м из крышки, сдергиваю его. Отмываю все.
Комплект первичного вала:
Упорный 8102 оказался в порядке, решил оставить. 202-е взял польские NSK.
Сборка в обратном порядке:
Демонтаж и разборка промежуточного вала.
Выскреб смазку из корпуса, попробовал вытолкнуть изнутри промежуточный вал, упираясь монтажкой в коническую шестерню. Не идет от слова никак.
Соорудил «колодец» из резцов, сверху навинтил на вал штатную шлицевую гайку, чтобы выпрессовать вал вместе с подшипниками из корпуса. Самым сложным при этом было зафиксировать вал от проворота. Извращался по-разному: клинил шестерню вала отверткой, делал импровизированный домкратик из болта и длинной гайки и т. д. Сначала шло очень тяжело, когда обойма верхнего РУПа вышла из корпуса наполовину пошло легче, второй подшипник вышел уже без особых усилий.
Как и писал OZEO внизу, под пакетом РУПов оказалось непонятное дистанционное кольцо, цитата из его темы:
Еще при разборке головы было замечено, что пара РУПов недопрессована до конца (до упора в буртик внутреннего кольца нижнего РУПа ) и на валу между конической шестерней и нижним РУПом болтается непонятное дополнительное дистанционное кольцо, о котором нет ни слова в документации. Недопрессовка и кольцо явно с завода т.к. эту голову никто еще не лечил. Опустим все многочисленные промежуточные измерения и эксперименты. Результат таков – допкольцо нужно снять и новые подшипники прессовать (с их широким дистанционным кольцом) до упора внутреннего кольца нижнего РУПа в упорный буртик вала. Снятое допкольцо при сборке установить между верхним РУПом промежуточного вала и его стальной крышкой. То, что это правильно показало исследование пятна контакта КШ.
У меня все было аналогично, это стандартный заводской косяк у штатной ВФГ. При осмотре отмытой конической пары сразу стало видно, что в зацеплении было примерно 3/4 длинны зуба. На первом фото, в правой части, отчетливо видно какое было пятно контакта, эта часть зубьев более светлого цвета. На втором фото видна выработка зубьев (в верхней части).
Снял подшипники с вала. Сразу стало ясно откуда желтые опилки в смазке – латунные сепараторы РУПов были разбиты вдрызг, отверстия под шарики стали овальными. На замену купил такие же, советские, 5-46205Л, 3ГПЗ.
Комплект промежуточного вала. Слева, внизу, то самое непонятное дистанционное кольцо:
Демонтаж шпинделя.
Отвинтил шпиндельную крышку, трубу подходящего диаметра, упер в наружное кольцо верхнего радиального подшипника и выбил шпиндель вниз из корпуса без особых усилий. На шпинделе подшипники вроде были живы, во всяком случае РУПы, не очень понравился верхний радиальный 205-й, решил его поменять, взял тоже NSK, японский:
Отвинтил регулировочные шлицевые гайки шпиндельных гаек и снимаю 205-й со шпинделя:
Надел новый:
На фото, рядом со шпинделем видна банка с краской. Типа краска по ржавчине, взял ее в качестве грунта для покраски корпуса из-за маленькой банки, т. к. ГФ-021 продавался только в двухлитровых банках, а мне столько не надо было. Краска оказалась откровенной дрянью, корпус на батарее сох неделю – не покупайте!
Сборка ВФГ.
Собрал помежуточный вал, дистанционное кольцо которое было под нижним РУПом переставил по методике OZEO наверх, подшипники смазал, заменил срезанную шпонку на новую. Вставил вал в корпус, привинтил крышку прижимающую наружное кольцо верхнего РУПа:
Поставил на место первичный вал и отрегулировал зацепление конической пары. Снова пользовался методикой OZEO, цитата из его темы::
- полностью собрать первичный вал (не забыв от души набить маслом 8102), вставить его в корпус ВФГ и завернуть внутрь корпуса на пару-тройку оборотов регулировочной гайки (это я про здоровую круглую "крышку-гайку" в которой находится подшипник 8102);
- Конические шестерни маслом не мазать, они д.б. чистыми !
- собрать промежуточный вал (напрессовать на него РУПы с их штатным дистанционным кольцом). Между РУПами до запрессовки набить масла, надеть косозубую шестерню и несильно накрутить гайку. Это чтобы РУПы без спроса не ездили по валу;
- вставить промежуточный вал в его колодец и начать потихоньку закручивать регулировочную "крышку-гайку" первичного вала, приближая конические шестерни друг к другу (вращение рукой первичного вала даёт тактильную и звуковую картину жизни шестерен). Постоянно прокручивайте валы!
- закручивать регулировочную "крышку-гайку" первичного вала до момента начала лёгкого подклинивания при вращении. Отпустить "крышку-гайку" до исчезновения подклинивания. Отметить фломастером взаимное положение "крышки-гайки" и корпуса ВФГ.
- вынуть промежуточный вал;
- ровно и аккуратно зубочисткой полностью наполнить один зуб конической шестерни промежуточного вала литолом, вставить промежуточный вал в его колодец и прокрутить на один оборот. Лучше наполнять зуб, ориентируясь на шпоночный паз вала.
- Вынуть промежуточный вал и смотреть на зуб, который наполнялся. Если шестерни стоят правильно по высоте (имеется в виду положение по вертикали шестерни промежуточного вала относительно шестерни первичного вала, то выдавленный литол будет выглядеть шариками одинакового размера. Выяснилось, что шестерни ТЕПЕРЬ (после перестановки допкольца наверх) стоят правильно, венцы их полностью контактируют по высоте, что нам и нужно. Значит все-таки кольцо между конической шестерней и нижним РУПом промежуточного вала было лишним. Нужно отметить, что как таковой РЕГУЛИРОВКИ положения шестерни проведено не было. Всего лишь пересборка в соответствии с чертежом из мануала по ВФГ, ну и мысли куда бы приткнуть это допкольцо. А оно для того, чтобы крышка прижала РУПы и чтобы они не болтались.
У меня все было точно также, только вместо литола использовал синий Мобил смешанный для густоты с зубным порошком. Удалось отрегулировать за три приема. На фото видно, что смазка из зуба выдавилась равномерно с двух сторон:
Законтрил крышку – гайку первичного вала гужоном в отрегулированном положении. Шлицевые гайки держащие цилиндрическую шестерню насколько можно было, но так, чтобы РУПы не клинило.
Отрегулировал шлицевыми гайками затяжку РУПщв шпинделя и вставил шпиндель на место. Предварительно смазал подшипники:
Надел ведомую цилиндрическую шестерню, стала видна разница по высоте по отношению к ведущей шестерне примерно на 1,5 мм. Вырезал из толстой листовой латуни шайбу:
Оказалось, маловато, вырезал пару дополнительных шайб из пивной банки и шестерни встали одинаково по высоте. Срезанную шпонку заменил на новую. Зафиксировал ведомую шестерню шлицевыми гайками: