Точило ЭЗС-1

Аватара пользователя
Автор темы
2-12-85-06

Точило ЭЗС-1

Сообщение #1 2-12-85-06 » 31 дек 2015, 13:37

Прошлой зимой 2015, в барахолке чипа увидал сей девайс.
Вообще-то точил у меня - как гуталина у дяди кота Матроскина :D, и заводских и самодельных, но это почему -то зацепило.
Точило ЭЗС-1 - 1-1.JPG

Подкупила его "советскость", скорость 3000 об/мин и трогательный пупырышек сзади:
Точило ЭЗС-1 - P1120489.JPG

Пупырышек - это конус В10, можно поставить сверлильный патрон и зажимать чего нибудь - например оправку с полировальным кругом.
По поводу оборотов - 3000 мне нужно для заточки твердосплавных резцов на алмазном круге, для моей тэвэшки.
В общем - решил - гулять так гулять :D и точило приехало ко мне из Красноярска.
1985 года рождения, мощность - 120 честных советских ватт:
Точило ЭЗС-1 - P1110422.JPG

Цена - 35 честных советских рублей :pioneer: по тем временам, кстати, игрушка была недешёвой.
Точило ЭЗС-1 - 1-4.JPG


Посадка круга - 20 мм, зажимается двумя алюминиевыми фланцами и гайкой с левой резьбой.
Точило ЭЗС-1 - 1-2.JPG
Точило ЭЗС-1 - 1-5.JPG


Отправлено спустя 2 минуты 32 секунды:
Рядом, для масштаба, стоит неподвижный центр KM2.
Есть люди разгрызающие кобальтовый сплав
Есть люди у которых есть Дварцы Кур Мяф...

Аватара пользователя
Автор темы
2-12-85-06

Точило ЭЗС-1

Сообщение #2 2-12-85-06 » 04 янв 2016, 02:16

Естественно захотелось посмотреть что у нее внутри. Внутри оказался маленький двигатель, большой конденсатор и выключатель. :pardon: Способ крепления половинок корпуса довольно оригинальный - каждая половина крепится к соответствующему фланцу двигателя потайными винтами (забегая вперед из- за такого способа крепления сборка агрегата - довольно неудобна)

Точило ЭЗС-1 - P1110412.JPG
Точило ЭЗС-1 - P1110415.JPG
35 рублев отлитые в алюминии.  - P1110418.JPG
35 рублев отлитые в алюминии.)))
Точило ЭЗС-1 - P1110425.JPG
Точило ЭЗС-1 - P1110429.JPG


Судя про сетевому проводу в матерчатой оплетке от советского утюга и трехпозиционному выключателю задействованному на два положения точилку вскрывали до меня. Двигатель, насколько я понял трехфазный, асинхронный, с завода подключенный через конденсатор.
Вот схема срисованная с натуры:
Точило ЭЗС-1 - P1110463.JPG

Конденсатор
Точило ЭЗС-1 - P1110456.JPG

Поскольку подшипники повизгивали при работе решил их поменять и вскрыл двигатель, отвинтив три длинных винта крепящие моторные щиты к корпусу:
Ротор:

Точило ЭЗС-1 - P1110439.JPG


Подшипники ротора 60203, полузакрытые, 23 ГПЗ. Для такого маленького двигателя размер подшипников приличный.

Точило ЭЗС-1 - P1110448.JPG


Статор. В советское время меди не жалели и наматывали как положено, а не по китайски :shock:. Кстати виден тот самый провод от утюга.

Точило ЭЗС-1 - P1110431.JPG
Есть люди разгрызающие кобальтовый сплав
Есть люди у которых есть Дварцы Кур Мяф...

Аватара пользователя
Автор темы
2-12-85-06

Точило ЭЗС-1

Сообщение #3 2-12-85-06 » 04 янв 2016, 03:31

Для замены купил китайские недорогие, закрытые подшипники, ибо решил что SKF для этой игрушки будет жирновато :jokingly:. Снял защиту, выковорял кЕтайскую смазку, промыл ,набил от души синий мобил и поставил защиту на место - не доверяю я тому вазелину, что они в подшипники пихают (кстати его и было там капля). Снял старые
Точило ЭЗС-1 - P1110468.JPG
и надел новые - за неимением дома пресса с помощью молотка и трубки подходящего диаметра.

Ну и приступил к сборке. Казалось бы - что может быть проще - вставить мотор кондер и выключатель и свинтить половинки, да не тут то было! Провода внутренней разводки "внатяг" и теснота внутри задней половинки корпуса никак не давали запихнуть все внутрь, как это сделали раньше - осталось для меня загадкой, которою я так и не решил. Поэтому отпаял все провода внутри, (все равно они фуфельные были :crazy: ) взял одножильный провод 1,5 и развел им кусками достаточной длинны, чтобы можно было собрать все спокойно. Заодно поменял утюговый сетевой кабель :jokingly: на два метра ПВС с белорусской вилкой.
Точило ЭЗС-1 - P1120494.JPG


Привинтил двигатель к задней половинке корпуса , надел переднюю. И тут выяснилось, что напрасно я при разборке не пометил положение крепежных фланцев двигателя относительно половин корпуса. Казалось бы, ну какая разница как будет стоять двиг при таком креплении: ну повернул ты его на 90 градусов - все равно все должно собраться. А вот национальная индейская изба фигвам! (с) :jokingly: - ибо я забыл про то что точило советское и сделано со знаменитым советским каКчеством (с).

Точило ЭЗС-1 - P1120473.JPG
Точило ЭЗС-1 - P1110412.JPG
Точило ЭЗС-1 - P1110418.JPG


Отправлено спустя 19 минут 58 секунд:
Если привинтить двиг к задней части корпуса в "неправильном" положении тогда отверстия в передней половине корпуса не совпадали с отверстиями во фланце двига. Отвинчивай, поворачивай, накидывай передок - снова не совпали и т.д и т.п. Наконец нашел нужное положение и стыковка произошла. Видно кстати, что половинки смещены относительно друг друга примерно на миллиметр - это и есть брачок, из-за которого и была вся эта пляска с бубном :unknown: .

Точило ЭЗС-1 - P1120476.JPG
Есть люди разгрызающие кобальтовый сплав
Есть люди у которых есть Дварцы Кур Мяф...

Аватара пользователя
Автор темы
2-12-85-06

Точило ЭЗС-1

Сообщение #4 2-12-85-06 » 05 янв 2016, 06:35

Итак собрал включил. Работает тихо, греется конечно, как любой трехфазник подключеный через конденсатор, да и еще закрытый в глухой ящик, минут за 15 работы на холостом ходу фланец двига нагрелся так, что руку стало трудно на нем удерживать. Особо не огорчился, кЕтайсы еще сильнее греются, режим работы все равно будет кратковременный и нечастый. Расстроило другое -осевой люфт шпинделя около 3 мм, при запуске шпиндель как бы втягивается внутрь. Подозрение, что тот, кто вскрывал точило до меня пролюбил пружинное кольцо, которое вставляется междунаружной обоймой подшипников и моторным щитом. Примерно вот такое:
Точило ЭЗС-1 - апрап.jpg

Найти кольцо такого диаметра - думаю нереально, может кто посоветует, чем его заменить?
Есть люди разгрызающие кобальтовый сплав
Есть люди у которых есть Дварцы Кур Мяф...

Аватара пользователя
KimIV

Точило ЭЗС-1

Сообщение #5 KimIV » 05 янв 2016, 13:53

2-12-85-06 писал(а):Источник цитаты может кто посоветует, чем его заменить?

Ну токо если самому сделать... Я бы попытался... Серьёзно, не шучу! Из листовой стали 3 мм или из большой кузовной шайбы подходящего диаметра и толщины.
Ты должен делать добро из зла, потому что его больше не из чего делать. Уоренн Роберт Пенн.

Аватара пользователя
DOC

Точило ЭЗС-1

Сообщение #6 DOC » 05 янв 2016, 14:42

KimIV писал(а):Источник цитаты Из листовой стали 3 мм или из большой кузовной шайбы подходящего диаметра и толщины

Игорь она должна быть тонкая чтоб пружинила,3мм это очень толстая
Не стыдно быть бедным,стыдно быть дешёвым!

Аватара пользователя
ROW

Точило ЭЗС-1

Сообщение #7 ROW » 05 янв 2016, 14:44

DOC писал(а):Источник цитаты быть тонкая чтоб пружинила,

совершенно в дырочку! :hi:
вот поближе
Точило ЭЗС-1 - IMAG0359.jpg

Точило ЭЗС-1 - IMAG0360.jpg
Каждый убежден, что другие ошибаются, когда судят о нем, и что он не ошибается, когда судит о других.

Аватара пользователя
Автор темы
2-12-85-06

Точило ЭЗС-1

Сообщение #8 2-12-85-06 » 07 янв 2016, 02:14

KimIV писал(а):Источник цитаты Из листовой стали 3 мм или из большой кузовной шайбы подходящего диаметра и толщины.

DOC писал(а):Источник цитаты Игорь она должна быть тонкая чтоб пружинила,3мм это очень толстая

А чем чревата работа без этой пружины? Может действительно поставить обычную шайбу подходящего диаметра, чтобы выбрать зазор? Помню перебирал старый двигатель серии АО от ТВ-4 - так там этих колец не было изначально, такая конструкция...
Есть люди разгрызающие кобальтовый сплав
Есть люди у которых есть Дварцы Кур Мяф...

Аватара пользователя
ROW

Точило ЭЗС-1

Сообщение #9 ROW » 07 янв 2016, 20:51

2-12-85-06 писал(а):Источник цитаты Найти кольцо такого диаметра - думаю нереально, может кто посоветует,
китайцы на али торгуют
2-12-85-06 писал(а):Источник цитаты Подозрение, что тот, кто вскрывал точило до меня пролюбил пружинное кольцо, которое вставляется междунаружной обоймой подшипников и моторным щитом.

По грамотному называется "пружина гофрированная невинтовая"
Каждый убежден, что другие ошибаются, когда судят о нем, и что он не ошибается, когда судит о других.

Аватара пользователя
Автор темы
2-12-85-06

Точило ЭЗС-1

Сообщение #10 2-12-85-06 » 08 янв 2016, 05:35

ROW писал(а):Источник цитаты китайцы на али торгуют


Посмотрел. Спасибо конечно, за ссыль, но уж больно ценник с доставкой конский получается :gusar: ... эта точилка обошлась мне не намного дороже.

ROW писал(а):Источник цитаты По грамотному называется "пружина гофрированная невинтовая"

Спасибо за инфу, запомню. :so_happy:

И все же, можно на эту пружину плюнуть, или не стоит?

Смотрел фильм Виктора Алексеевича о заточке резцов и встал вопрос о подручнике. Был ли подручник у ЭЗС-1 с завода - сие тайна покрытая мраком, в посылке с ней приехал вот такой загадочный отломанный кусочек

Точило ЭЗС-1 - P1120526.JPG
.

По излому должен он был быть вот здесь:

Точило ЭЗС-1 - P1120528.JPG
То ли это и был - типа подручник, то ли какой то защитный щиток там стоял - не знаю.

На работе давно как-то нашел в куче строительного мусора кусок опалубной фанеры толщиной 18 мм.

Точило ЭЗС-1 - P1120483.JPG


Решил сделать из нее основание для точила и разместить на нем подручник - по размерам фанерка подошла идеально, пилить не пришлось. Точило привинтил к фанерке, подручник хочу сделать из двух усиленных строительных уголков скрепленных между собой одним болтом М12

Точило ЭЗС-1 - P1120499.JPG


Такая конструкция позволяет наклонять подручник под нужным углом для заточки резца:

Точило ЭЗС-1 - P1120501.JPG
.

Крепить подручник к основанию пока не стал, решил сначала купить круг, и подогнать подручник к нему, возможно придется подрезать кожух для удобства работы. Вот... прошу покритиковать мою конструкцию подручника - может глупость какую делаю... :praise: :pardon: :hi:
Есть люди разгрызающие кобальтовый сплав
Есть люди у которых есть Дварцы Кур Мяф...


Вернуться в «Заточные»