Замена патрона на советской дрели ИЭ1032-1

Аватара пользователя
Автор темы
2-12-85-06
Реальное имя: Иван
Откуда: мск

Замена патрона на советской дрели ИЭ1032-1

Сообщение 2-12-85-06 » 25 дек 2017, 00:22

Имеется в хозяйстве советская односкоростная дрель ИЭ1032-1, 1984 года выпуска, производство, кажется Конаково.
На фото не моя дрель но точно такая же, свою забыл зафиксировать до начала этой истории :unknown: дальше уже все снимки мои.

ИЭ-1032_1980-е.jpg


В свое время ее подарили отцу на пятидесятилетие. Пацаном, помнится, очень любил играть с ней, она у меня была космическим бластером. :) Много ей было просверлено дома и на даче, сверлили бетон, за неимением перфоратора, зачищали коршетками, и многое, многое другое. Спустя годы дрель перешла мне по наследству.
На параллельном форуме нашел вот такую информацию про эту дрель – за что купил за то и продал.
Эти дрели - "эльпром Ловеч Булгария", по лицензии AEG Германия, по СЭВу поставлялись к нам и собирались в г. Конаково, так что у дрели нет косяков, окромя одного - лет через 20-30, отворачивались винтики в выключателе и гаечки попадали в двигатель... "косяк" был - в Конаково, стали изготавливать для них насадки - пилы, лобзики, рубанки, вот тогда и стали проворачиваться шестерни, сьедаться червяки.
А, 1202 2х скоростная - дочка 1032.

Под вышеупомянутые насадки предусмотрены лыски на шпинделе, за патроном, у меня этих насадок никогда не было, хотя видел их в продаже в советские времена.

Дрель относится к разряду неубиваемых и благополучно работала до последнего времени, вот только новосибирский патрон с посадкой на конус В12 не выдержал испытания временем. Губки сходились криво, сверла плясали, зубцы на патроне и ключе стерлись, зажать что-либо было мукой. Купил на али самозажимной патрон 0,5-10 мм еще год назад, но руки до него дошли только сейчас:

P1140560.JPG


Для начала осмотрел дрель, и понял, что снять патрон без ее разборки будет несколько проблематично, ибо патрон был без сквозного отверстия в донышке и съемник упереть некуда – значит надо как-то фиксировать шпиндель чтобы высверлить патрон. Ну ладно, разбирать так разбирать, заодно произведу ревизию внутренностей – как никак 33 года дрельке.
Разбираю редуктор.
Вывинчиваю три длинных винта М4, которыми редуктор крепится к пластмассовому корпусу, пытаюсь его вытащить. Ожидаемо это не удается. Редуктор состоит из двух частей собственно корпуса и задней крышки переходной плиты, через которую корпус крепится к пластику. Буду называть ее «щит редуктора». Корпус от щита руками не отделяется, поэтому загоняю две тонкие отвертки в щель между ними и потихоньку увеличиваю зазор. Потом вставляю две мощные отвертки и действуя ими как рычагами отделяю корпус от щита. Становиться понятным, почему это нельзя было сделать руками – задний подшипник промежуточной блок – шестерни с натягом был вставлен в гнездо щита, а с противоположной стороны имеется центрирующий штифт.

P1140551.JPG


Выковырял комки полузасохшей смазки. На ведущем червяке ротора заметны следы износа, но некритичные, поработает. Шпиндельная (большая) шестерня фиксируется на валу стопорным кольцом – снимаю его, подцепив отверткой, но вытащить ее все равно нельзя – мешает промежуточная блок-шестерня, надо вынимать шпиндель. Со стороны патрона подшипник шпинделя фиксируется стопорным пружинным кольцом, сидящей в кольцевой проточке корпуса редуктора. Поковырял кольцо отверткой – ага, счаззз. Судя по всему, на заводе надевали и снимали кольцо спецсъёмником, для чего, в одном месте корпуса предусмотрена маленькая проточка сбоку. У меня естественно такого съёмника не было, пришлось обходиться подручными средствами. Вставил редуктор в тиски, и упер, кончиком, винтик М3 через проточку в стопорное кольцо, а его шляпкой в подвижную губку тисков. Сжал таким образом кольцо тисками (с нескольких попыток, винтик норовил выпрыгнуть) и подцепил его отверткой. Оказалось, что под кольцом стоит сначала грязезащитная тарельчатая шайба, а уж потом наружный подшипник шпинделя
После чего, перевернув редуктор в тисках, через выколотку, выбил шпиндель наружу, одновременно освободив и шпиндельную шестерню. При этом чуть не потерял крохотную шпонку на которой шестерня сидела на шпинделе. Промываем все детали в бензине, смотрим шпиндельные подшипники – вроде живые, катаются без стуков, криминальных люфтов нет, решаю оставить. Передний подшипник шпинделя – полузакрытый, установлен пыльником к патрону, задний – открытый. Подшипники блок-шестерни тоже оставляю – еще походят.На шестернях видимых следов износа не обнаружил. :yahoo:
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Есть люди разгрызающие кобальтовый сплав
Есть люди у которых есть Дварцы Кур Мяф...

Аватара пользователя
Автор темы
2-12-85-06
Реальное имя: Иван
Откуда: мск

Замена патрона на советской дрели ИЭ1032-1

Сообщение 2-12-85-06 » 25 дек 2017, 03:56

Снимаю старый патрон.

Зажимаю шпиндель в тисках за лыски, раскрываю патрон до упора и начинаю высверливать его донышко шуруповертом, сверлом на 8. Сверлилось легко, по ощущениям метал корпуса совсем сырой. Сверлю и думаю: а на какую собственно глубину надо сверлить, как бы в шпиндель не забуриться. Решил, что когда пройду патрон, сверло на выходе начнет закусывать, да и советский шпиндель должен быть каленым, почувствую, когда сверло упрется. Так и сделал, после того как сверло перестало закусывать еще немного посверлил, чтобы уж наверняка.
Зажал винт съёмника в тиски, для удобства, в качестве проставки схватил попавшийся под руку саморез на 6, зацепил патрон и попробовал снять. Благополучно согнул саморез. :D Нашел старый метчик М8 попробовал его как проставку. Все равно не идет, стало интересно что не выдержит раньше – съемник или метчик. :) Снял все, патрон хорошенько нагрел феном, снова поставил съёмник, на случай внезапного «бздынннь» надел телогрейку и защитные очки. Начинаю крутить съёмник и неожиданно патрон вылетает как пробка от шампанского. :yahoo: Крепко сидел зараза, не иначе на заводе прессом давили.

P1140553.JPG
P1140554.JPG


Для сравнения старый и новый патрон:

P1140558.JPG


Шпиндель, все-таки слегка зацепил сверлом, но некритично:

P1140555.JPG
P1140570.JPG


промежуточная блок-шестерня редуктора, ее вынимать не стал:

P1140573.JPG


Детали редуктора:

P1140576.JPG


Дрель в разборе:

P1140568.JPG


Собираю редуктор.

Шпиндель запрессовал в тисках, одновременно надевая шпиндельную шестерню и зафиксировал шестерню стопорным колечком.

P1140577.JPG


Внутренности редуктора в сборе:

P1140586.JPG


Снова мучения со стопорным кольцом шпинделя – теперь поставить его на место.
Грязезащитное кольцо и стопорное кольцо переднего подшипника шпинделя:

P1140582.JPG
P1140583.JPG
P1140585.JPG


Сколхозил конструкцию из тисков и струбцины, сжал ими кольцо и запихал его в проточку мощной отверткой.

P1140588.JPG
P1140589.JPG


Обнаружил, что свободно болтается грязезащитная шайба. Посмотрел на чертеж из паспорта и понял, что я поставил шайбу задом наперед (она тарельчатая) и стопорное кольцо теперь не фиксирует подшипник, через защитную шайбу.

Чертеж ИЭ1032.jpg


Здесь шайба стоит неправильно - выпуклостью вверх. Хорошо видно стопорное кольцо в кольцевом пазе корпуса и боковая проточка, через которую выдавливал кольцо винтиком.

P1140591.JPG


Выматерился :crazy: . Снова выдавил винтиком стопорное кольцо, перевернул шайбу и задавил стопор обратно. Задавливал наверно полчаса, с правильным расположением защиты это оказалось еще труднее.
Набил в редуктор новую смазку:

P1140595.JPG
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Есть люди разгрызающие кобальтовый сплав
Есть люди у которых есть Дварцы Кур Мяф...

Аватара пользователя
Автор темы
2-12-85-06
Реальное имя: Иван
Откуда: мск

Замена патрона на советской дрели ИЭ1032-1

Сообщение 2-12-85-06 » 25 дек 2017, 04:19

Устанавливаю новый патрон.

Редуктор зажимаю в тиски (тиски оказались самым нужным инструментом при сборке – разборке), задний конец шпинделя подпираю болтом, болт упираю в подвижную часть тисков. Патрон нагреваю феном (предварительно полностью раздвинув губки), с размаху насаживаю на шпиндель и тут же тюкаю сверху молотком через деревяшку. По установке патрона, собственно все.

P1140593.JPG


Решил посмотреть, что там с ротором.
Вынимаю щетки и вытаскиваю ротор вместе с надетым на передний подшипник щитом редуктора, щит сдергиваю съемником.

P1140566.JPG


Снимаю защитную пластмассовую втулку со статора, вынимаю выключатель и выгребаю отовсюду скопившую за десятилетия каку. :) Хотел вытащить статор, но так и не понял, как он крепится в корпусе. :unknown: Разбираю выключатель для чистки, радуюсь дубовости и надежности его конструкции. Заново облудил провода, приходящие к выключателю. Для укладки проводов в корпусе отлиты специальные каналы. В заключении протер пластмассовый корпус внутри и снаружи уайтом. Кстати пластик очень качественный, годы на него никак не повлияли. В корпус запрессованы две металлических втулки – одна спереди, для крепления редуктора (крепежные винты в нее, а не саморезы в пластик, как в современных), вторая, в чашку около щеток, для заднего подшипника – все по уму, китайцы, учитесь гады! :twisted: Даже скоба, которой фиксируется сетевой кабель – и та металлическая.

P1140613.JPG


Собираю дрель.

Попробовал запрессовать передний подшипник ротора в редукторный щит по пролетарски – молотком. :jokingly: Раза четыре пробовал – никак, подшипник перекашивало каждый раз. Плюнул, погрел щит феном и вставил ротор двумя пальцами, сразу охлаждая щит мокрыми тряпками и вентилятором.
Чтобы установить редукторный щит в корпус редуктора и не перекосить подшипник блок-шестерни в щите использовал для запрессовки штатные винты М4 с гайками.

P1140606.JPG
P1140608.JPG
P1140609.JPG
P1140610.JPG


Затем вставил ротор на место, поставил щетки, закрепил редуктор винтами, закрыл крышку рукоятки. Включил. Работает, вроде тише стало. Тут заметил, что забыл поставить пластиковую защитную втулку статора. Вот эту самую:

P1140629.JPG
P1140630.JPG


Выматерился. Выматерился. Еще раз выматерился. :angry: :)
Раз уж снова придется разбирать, решил заняться подшипниками ротора, люфтов вроде нет, но вращались с небольшим визгом, похоже проблемы со смазкой.

Смазка подшипников ротора.

Привычно уже снова раскидал дрель, сдернул щит с ротора. На переднем подшипнике ротора сковырнул передний пыльник. Он там фактически не нужен, его роль играет гнездо редукторного щита, в которое он садится.

P1140603.JPG
P1140626.JPG


Как и подозревал подшипник оказался практически сухой, смазка испарилась за годы. А так подшипник еще живой, менять его кстати проблематично очень мал зазор между ним и кыльчаткой – чтобы подлезть надо городить спецсъёмник, а в домашних условиях это нереально. Задний подшипник вскрывать не стал – и так ясно, что он тоже сухой, а пыльник на место потом не поставишь (серия z, металлический пыльник завальцован насмерть), а открытым не оставишь – там рядом щетки, смазка на них окажется рано или поздно. Снять задний можно, съемник подлезет, но лень было за новым ехать, решил, что этот еще походит. Прополоскал оба подшипника энергичным прокручиванием в ванночке с бензином. Для заполнения заднего подшипника смазкой использовал одноразовый шприц подходящего диаметра. Срезал его выходной патрубок, заполнил смазкой, приложил шприц к внутреннему кольцу подшипника и надавил.

P1140621.JPG


Смазка благополучно пошла в подшипник и вышла с противоположной стороны.
Вычитал этот способ смазки на просторах, почему-то думал, что смазку придется задавливать упираясь ногой в стену, а оказалось – легким движением пальца. :good2:
Подмотал на подшипник немного изоленты, надел подходящую торцевую головку и прокрутил подшипник шуриком, чтобы лишняя смазка вышла из-под пыльников:

P1140625.JPG
P1140622.JPG
P1140623.JPG


Набил смазку в передний подшипник и тоже прокрутил его шуруповертом:

P1140627.JPG
P1140628.JPG


Вставил защиту статора:

P1140630.JPG

Визг в подшипниках прекратился.
Повторил процедуру сборки. Щит в этот раз грел осторожно и интенсивно охлаждал после установки подшипника, чтобы смазка в подшипнике не закипела.
Результат:

P1140615.JPG
P1140618.JPG


"Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять!" (с) :jokingly:
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Есть люди разгрызающие кобальтовый сплав
Есть люди у которых есть Дварцы Кур Мяф...

sergey1960
Реальное имя: Сергей
Откуда: оренбургская обл

Замена патрона на советской дрели ИЭ1032-1

Сообщение sergey1960 » 25 дек 2017, 08:03

pic/53490.jpg Хорошая дрель. Сколько отверстий за 30 лет было просверлено... ужас просто. Случайно ни у кого нет корпуса? А то дрель живая а корпус уже не склеиш.

Аватара пользователя
alex.573
Реальное имя: Алексей Геннадьевич С.
Откуда: Н.Новгород

Замена патрона на советской дрели ИЭ1032-1

Сообщение alex.573 » 25 дек 2017, 08:46

надо поискать, вроде валялся похожий корпус.
Раньше хорошо всеж делали, не то , што щас- на один ремонт, и на выкид. На подшипниках, не на втулках.

корбен даллас
Реальное имя: юра
Откуда: санкт-ленинград

Замена патрона на советской дрели ИЭ1032-1

Сообщение корбен даллас » 25 дек 2017, 10:24

и у меня тоже корпус где то был.
ветер веет. огонь пылает. дождь идет.

sergey1960
Реальное имя: Сергей
Откуда: оренбургская обл

Замена патрона на советской дрели ИЭ1032-1

Сообщение sergey1960 » 25 дек 2017, 10:55

alex.573, корбен даллас, Поищите если не трудно.

chuk011
Реальное имя: Александр
Откуда: Россия

Замена патрона на советской дрели ИЭ1032-1

Сообщение chuk011 » 26 дек 2017, 20:19

Прочитал с интересом. Но зачем такая канитель с разборкой, если надо было всего-то высверлить патрон? Сверло в тиски, крутим своим собственным мотором патрон. Что совой об пень, что пнем об сову...

VVKV
Реальное имя: Владимир

Замена патрона на советской дрели ИЭ1032-1

Сообщение VVKV » 27 дек 2017, 05:31

chuk011 писал(а):Источник цитаты Но зачем такая канитель с разборкой

Смазку заменить, старая наверное в мыло превратилась...

Аватара пользователя
ROW
Реальное имя: Роман
Откуда: Барнаул

Замена патрона на советской дрели ИЭ1032-1

Сообщение ROW » 27 дек 2017, 07:07

chuk011 писал(а):Источник цитаты Сверло в тиски, крутим своим собственным мотором патрон.
если мотор не сгорел,считаем что повезло :pardon:
Указую господам сенаторам, чтобы речь держать не по писаному, а своими словами, чтобы дурь была видна каждого.Петр I


Вернуться в «Сверлильные»