Myford Super7

Автор темы
Vladimir52
Реальное имя: Владимир
Откуда: Мюнхен

Myford Super7

Сообщение Vladimir52 » 03 июн 2017, 20:07

Пару человек просили открыть тему на этом форуме, поэтому копирую сюда тоже, да и на другом, похоже, любителей этой легендарной марки не много. Легендарная, потому, что его история ведется с 40-х годов прошлого века, когда с помощью него ковали победу над фашистами на британских заводах, и конструкция оказалась настолько удачной, что существует всего несколько моделей этой марки, а внутри каждой из них произошло всего несколько модификаций. Если знать год выпуска (определяется по серии на станине), то можно точно быть уверенным, что 99% частей от одного станка подойдет к другому, в зависимости от того, выпущен станок до 68-го года, или после. Но и между ними, не смотря на грандиозную модификацию, перекрытие около 70% по запчастям. В Британи существует огромное сообщество любителей этой макрки, и получить ответ на любый вопросы не составляет труда - примерно так же, как у нас по ТВ-хам или Кашкам. Даже сейчас можно купить почти все запчасти, правда сделаны они уже будут в Китае, но продаются все же как оригинальные, ну и вполне приличного качества.

По своей конструкции станочек идеально подходит для хоббийщика - вес до 130 кг, длина около 1100 мм, при снятии движка, ЗБ и суппорта легко переностится двумя руками с места на место. При этом, так как станина и суппорт сделаны в общем-то по-уму, то он уделает любого современного китайца по точности. Однако, конкурировать он может только в своей весовой категории. Поэтому, если сравнить с каким-нибудь Opimum TU2406 его еще можно (мощность двигателя, обший вес, конусы - одинаковы), а вот с хоббийными токарниками типа китайца Weiss WM280 с его конусом KM4 в шпинделе, и более 200 кг веса, уже будет не совсем корректно.

Сразу скажу, что эта тема будет развиваться долго, так как станочек попал ко мне в довольно затасканном состоянии - его не любили и не ухаживали должным образом (немцы, видимо из-за английских корней станка :) ), а времени у меня на хобби категорически мало, и все приходится делать вручную. Тоесть, если по-уму надо бы шлифануть станину, то я буду выводить ее руками, а значит долго (с этой задачи и продожатся мои публикации в этой теме). Так же, нужно учитывать, что я совершенно не имею никакого опыта в восстановлении станков, и "университеты" прохожу, изучая конструкции станков, которые ко мне попадают, ну и, конечно, слушая, что опытные люди говорят на форумах.

Этот станочек будет восстановлен до приемлемого состояния, и будет продан, так как ему в спину дышит уже проект с автоматизированной коробкой, серво-приводами, контроллером движения собственной разработки, и, возможно, ШВП на винте продольно подачи (если пойму, что он очень там нужен). Любители и ценители этой марки в Британии предали бы меня анафеме и прокляли на века, узнав, что я собираюсь сотворить со станком, так как от оригинальной конструкции не останется и следа, а значит исчезнет дух старых британских инженеров :fool: . Но я для второго станка купил только (восстановленную и отшлифованную) станину и шпиндельную бабку "нового" образца, т.е. выпущенную после 1968 года - да и она подвергнется серьезной переделке. Но это все для отдельной темы.

А пока, для завершения этого вступления, опубликую чужие фото (Milton Keynes), как станочек должен выглядеть, если за ним ухаживают и любят его. Ибо мой предстанет в немного другом состоянии.

super7-bude-01.jpg


И еще немного чужих фоток:

super7-bude-02.jpg
super7-bude-03.jpg
super7-bude-06.jpg


super7-bude-09.jpg
super7-bude-26.jpg
super7-bude-27.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Автор темы
Vladimir52
Реальное имя: Владимир
Откуда: Мюнхен

Myford Super7

Сообщение Vladimir52 » 03 июн 2017, 20:07

За своим экземпляром мне пришлось сгонять в славный город Fulda, который мне известен тем, что там до сих пор существуют противотанковые траншеи и система оборонительных дзотов, которые были построены в послевоенное время. А все для того, чтобы предотвратить стремительное наступление советских танковых дивизий, у которых город Fulda лежал бы на пути, единственно возможным через альпийскую гряду в западную Германию. Танки - это вам не кони, по-суворовски горы преодолеть не могут. Сооружения решили оставить, как напоминание, сколько бессмысленно затраченного труда стоят все эти военно-стратегические игры запада с востоком.

Чуть не надорвав пупок, погрузил станок в машину и привез домой, в подвал. Фотки делал не очень качественные, так как смысла в них особо нет - так просто зафиксировать косяки, которые по-быстрому обнаружились в станочке, который был куплен в велосипедной мастерской буквально еще горячим и полным стружки (и которую я потом несколько месяцев выметал из багажника).

Главным недостатком станка являлась грязь везде, где только можно. Поэтому было принято решение, не насилуя его лишней работой и не усугубляя и так болезненное состояние станины, разобрать и помыть. Кстати, мыть в Германии можно далеко не все и не везде. Поэтому стану пришлось откерхерить на автомойке буквально под покровом ночи.

Вот примерно так выглядело состояние в шпиндельной бабке. Вообще не понимаю, как в закрытою от попадания стружки голову эта стружка попадает.

P1090056.JPG
P1090102.JPG


P1090178.JPG
P1090182.JPG


Шпиндель стоит на бронзовой конусной втулке - подшипнике скольжения, который смачивается маслянной капельницей (после 68-года переделано на смачивание через фитиль), поэтому исправный станок вообще не имеет биений. Грязь и стружка - главные убийцы подшипника. Еще есть ограничение по весу - на такой шпиндель нельзя навешивать патрон весом более 3 кг, иначе износ подшипника будет скоропостижным, а значит патрон размером не более 100 мм.

P1090101.JPG
P1090053.JPG


Главное отличие от чистокровного британца - это его модификация под метрическую систему. Однако, она ограничивается только метричечкими винтами и лимбами поперечной подачи и малой продольной. Главный ходовой винт и имеет шаг 3 с чем-то мм, но метрические резьбы можно нарезать за счет набора имеющихся шестерн.

P1090105.JPG
P1090107.JPG
P1090058.JPG
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Автор темы
Vladimir52
Реальное имя: Владимир
Откуда: Мюнхен

Myford Super7

Сообщение Vladimir52 » 03 июн 2017, 20:17

Одна из основных фишек станков подобного типа (ибо еще есть Bradford и прочие) - это оригинальная система смены скоростей шпинделя и сцепление. Скорости (основные) переключаются перекидыванием ремня по ручьям шкивов, шпиндельного и контрвала. При этом двигатель не нужно останавливать, так как можно разомкнуть сцепление. Все это расположено прямо перед носом токаря, в отличие от решения, когда надо нырять под тумбу. Чтобы волосы не намотались на шкивы, все эта конструкция прикрывается крышкой с цифрой 7, которая выглядит оригинально, а так же защищает от попадания стружки в ШБ. Беда этой модели в том, что сцепление надо тонко настраивать, иначе либо гудит, либо плохо сцепляет шкив с валом.

P1090057.JPG
P1090104.JPG
P1090106.JPG


Мощь и силу станку придает 550W-ный двигатель асинхронного типа, корорый расположен сзади-снизу под контрвалом, передает вращение на большой шкив контрвала, и имеет панель для натяжения ремня. Движок немецкий и оказался в очень приличном состоянии. Для своей сверлилки я на скорую руку заделал установочку с инвертором. Так она прижилась и к токарнику тоже.


P1090040.JPG
P1090122.JPG
P1090154.JPG


Без нагрузки движок останавливается инвертором просто мгновенно.

https://www.youtube.com/watch?v=837oNluoxA0
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Автор темы
Vladimir52
Реальное имя: Владимир
Откуда: Мюнхен

Myford Super7

Сообщение Vladimir52 » 03 июн 2017, 20:21

Так как направляющие у станины совершенно плоские, то суппорт в сборе - довольно интересная, и при этом не сильно сложная конструкция, особенно в этой модификации, где нет поперечной автоподачи. Продольные салазки крепятся традиционно нижними поджимными планками, а сбоку обычной планкой. Поперечная салазка сидит на ластохвостах, и крепится фиксируемой планкой ластохвоста, что делает эту конструкцию намного более жесткой, по сравнению с обычными планками, и может даже клиньями.

P1090027.JPG
P1090032.JPG
P1090041.JPG


P1090046.JPG
P1090047.JPG
P1090082.JPG


По сравнению с жесткой поперечнкой, каким-то недоразумением выглядит решение поворотных салазок, на котором устанавливается малая продольная. Мало того, что сделали огромную дыру в плите поперечки, и конусная вставка, которая в нее вставляется, поджимается сбоку двумя болтами, так еще и сама малая продольная выполнена с обычными поджимными планками на ластохвостах. Что мешало туда поставить тоже фиксируемые планки - непонятно. Позже появилось несколько инженерных решений, как исправить это недаразумение.


P1090041.JPG
P1090043.JPG
P1090076.JPG


P1090078.JPG
P1090081.JPG
P1090092.JPG
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Автор темы
Vladimir52
Реальное имя: Владимир
Откуда: Мюнхен

Myford Super7

Сообщение Vladimir52 » 03 июн 2017, 20:30

Ну и главная попаболь любого хоббийного станка - это его станина. В моем случае инженеры расстарались и сделали ее полнотельной, т.е. без сквозных дырок, что делает ее чрезвычайно жесткой для такого станка. Потом, в следующей модификации модели, они уже одумались, и переделали ее на П-образную, подосрав ее жесткости, но дав возможность не скапливаться стружке под шпинделем.

В моем случае станина приняла на себя всю немецкую ненавись к британскому станкостроению - она побита под патроном, покоцана сверху, изношена планками суппорта и задней бабкой. Каретка суппорта снизу тоже прилично изношена, до глубоких борозд и задиров от стружки. На изношенность скребков долго никто не обращал внимание, поэтому суппорт видимо ел стружку киллограммами, что не могло не отразиться на износе направляющий станины. Вот их и буду выправлять в первую очередь.

P1090156.JPG
P1090063.JPG
P1090051.JPG


P1090028.JPG
P1090048.JPG
P1090075.JPG
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Автор темы
Vladimir52
Реальное имя: Владимир
Откуда: Мюнхен

Myford Super7

Сообщение Vladimir52 » 03 июн 2017, 20:35

Из приятного. Обратите внимание на вот эти округлые формы, что у малой продольной, что у суппорта, дистанционные накладки под лимбами, маховички... Все очень приятное на ощупь, радует глаз и ласкает руки. Сейчас так не делают, даже последняя модель Myford'а - какая-то квадратно-угловая дань удешевлению технологических операций.

P1090029.JPG


Если подняться на вершину этого бутерброда, то остается совсем мало места до межцентровой линии станка. Поэтому обычно там живет очень маленькая четырехпозиционная резцедержалка, либо быстростменная резцедержалка Tripan размера 111 (привет, Shaublin 102), которая мне досталась с парой-тройкой целых и одной убитой кассетой. Я сначала радовался, что мне досталось это чудо швейцарского часового станкостроения, но потом, когда понял, сколько мне будет стоить каждая дополнительная кассета (даже б/у более 50 Евро за штуку и то, не найти), то взгруснулось немного. Кроме того, даже в этом размере резцедержалки, высота тела резца не может быть выше 9 мм, иначе будет выше линии. Что очень плохо, и это я собираюсь исправить на станке. Оно конечно, 10мм-вых китайских резцов полно на Али, но для такого станка, считаю, резцы должны стоять не меньше 12 мм. Эта модификация будет сделана чуть попозже, когда "усядется" суппорт на направляющие, подарив мне несколько дополнительных десяток до центровой оси после шабрения.

P1090034.JPG
P1090036.JPG
P1090116.JPG
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Автор темы
Vladimir52
Реальное имя: Владимир
Откуда: Мюнхен

Myford Super7

Сообщение Vladimir52 » 03 июн 2017, 20:39

Ну и в заключение этой вступительной части темы, прошу не флудить и не отвлекаться на посторонние обсуждения, типа "а у меня ТВ-ха в 10 раз дешевле может все тоже самое". Далее буду по частям восстанавливать станок до уровня, когда его будет не стыдно продать - то есть нулевые биения в шпинделе, отклонение направляющих станины не более 3-4 соток на всю длину, без винта направляющих станины, ластохвосты кареток в идеальном состоянии, и тихая уверенная работа сцепления. Каждый узел станка будет обсужден и рассмотрен в отдельности. Ну и, наверное подкрашу, его слегка. Но до продажи он поможет мне получить опыт в токарном деле, и построить другой станочек, который придет ему на смену. Работа будет долгая и увлекательная.

super7-bude-068.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
fox_count
Реальное имя: Леха
Откуда: СПб

Myford Super7

Сообщение fox_count » 03 июн 2017, 21:13

Потрясающе! С каждым разом глядя на подобные темы не перестаю восхищаться людьми проделавшие столь кропотливую работу! :good2:

Автор темы
Vladimir52
Реальное имя: Владимир
Откуда: Мюнхен

Myford Super7

Сообщение Vladimir52 » 03 июн 2017, 21:16

Ну что ж, погнали наши городских. Как я уже упоминал, станина является главной головной болью, а если в голове мало мозгов, то и попаболью тоже. Поэтому, приступая к “восстановлению” станины больше думалю, меньше делаю.
Особенность такой станины, впрочем как и любой другой китайской хоббийного класса – это геометрически слабая конструкция, большой компромис между весом и жесткостью. Такое сечение станины, даже если это будет полнотелый параллелипипед, не может быть жестким. Стоя на четырех ногах, она изгибается под своим весом, выкручиваясь в зависимости от того, на какие ноги приходится опора. Хоббисты давно придумали, как избавится от этого недостатка – подложить под ноги трубу большого сечения, тоесть просто обеспечить ему жесткое основание. При этом, нужно гарантировать и плоскостность основания и желательно ног. Но как это сделать без большого шлифовального станка, который бы “почистил” верхушки и сделал обе стороны станыны параллельными?

IMG_7488.JPG
IMG_7489.JPG

IMG_7490.JPG
IMG_7491.JPG

IMG_7492.JPG
IMG_7497.JPG

IMG_7499.JPG
IMG_7501.JPG


Ответ – никак. Более того, я теперь врубился, почему под ногами станины Myford устанавливает “тапки”, в которых точка касания с ногами станины – всего лишь головка регулировочного болта. Так как кручение станины, без жеского и плоского основания, неизбежно, то его сделали управляемым. В мануале на станок предлагается устранить конусность проточки вала путем регулировки опорных болтов на тапках. Владельцы станков следуют этой методике с микрометрами и индикаторами в руках. Вот вам и инженерная мысля!

P1100377.JPG
green-stand-1.jpg
rblock.JPG


Кстати, на современных станках Myford больше так не делает.

254Plus.jpg


Однако, все эти регулировки имеют смысл для исправного станка, а в моем случае он немножко поношен. Неизвестно, сколько раз его восстанавливали, перешлифовывали, но известно точно, что в районе наиболее частого елозенья суппортом провал более 5 соток – щупы и линейка это показывают. Более того, износ направляющих неоднородный, так как одни и те же верхние плоскости используются и для каретки суппорта и для ЗБ. От того в середине плоскость совсем не плоскость, а домик.

IMG_7506.JPG
IMG_7507.JPG
IMG_7513.JPG


Единственная плоскость, которая осталась девственной – это посалочное место под ШБ. Ее трогать не буду пока, и надеюсь потом тоже. Она послужит основной базой, от которой нужно отталкиваться при измерениях. А измерять особо не чем – максимально длинные линейки у меня 750 мм, как раз под направляющие, а весь станок >1000 мм, то есть просто так не выровняешь на всю длину. Поэтому на помощь спешит брусковый уровень. Однако, поначалу помощи от него мало, скорее вред – чувствительность у него огромная (4 мкм на деление при длине бруска 200 мм) и показывает погоду на Луне.

P1100403.JPG
P1100405.JPG
P1100407.JPG


Мне думается тут суперпозиция нескольких причин. Первая, это сам уровень. Немецкая фирма Wabeco клеет лэйблы со своим брэндом на всякое китайской дерьмо, и мой уровень не исключение. Поэтому пришло время пошабрить его подошву, и отюстировать показания капсулы. Так хотя бы исключаем погрешность самого средства измерения. Вторая причина – это сама станина. Она извивается на 4-х опорах, и “прихрамывает” на ту, которая послабже упирается в пол. Веса брускового уровня вполне достаточно чтобы устроить ее качание. Была идея, конечно, установить станину на 3 опоры, объединив две задние в одну с помощью мостика. Но боюсь, задача тоже неривиальная, так как нужно точно найти центр масс под мостиком, для установки третей опоры, иначе будет только иллюзия точности. Поэтому буду добиваться равномерного опирания на 4 опоры методом последовательных приближений. Ну и третья причина - это пол, который под нагами качается, в моем случае не менее чем на два деления уровня, в зависимости от местоположения моей жопы. С этим тоже можно побороться, определив для последней постоянное место при измерениях.

Опоры станины сделал точечные, сначала были собраны по-быстрому из строительных шпилек и гаек с шайбами. Очень удобно иметь возможность крутить саму шпильку, например отверткой за шлиц, чтобы выравнивать станину по горизонту. Но тут обнаружилась очередная засада – шпильки болтаются в крепежных отверстиях станины и могут случайно резко поменять свое положение, испортив результат долгой и тонкой настройки горизонта. Поэтому было принято решение “потокарить” на сверлилке и выточить из капролона пробки, которые вставляются в крепежное отверстие станины с натягом, а внутри них на резбе регулировочная шпилька, сделанная из болта с M6.

IMG_20170601_111655.jpg
P1100411.JPG
P1100414.JPG


Ну вот, все методологические тонкости соблюдены, можно мерять. Вопрос только, как?

Плоскость под ШБ действительно эталонная. Мало того, что она на краску дейсвительно плоская, так еще и толщина ее посадочной площадки ровно как и должно быть по чертежам станка. Такая же толщина, кстати, должна быть и у плоских направляющих, что, естественно, не так. Обнаружился островок нетронутой части станины, вернее уголок ближней направляющей под ЗБ, куда не доходит суппорт, и куда видимо не отодвигали ЗБ. Она тоже имеет толщину, такую же ку и под ШБ. То есть делаем вывод – станок по крайней мере не перешлифовывался, и место под ШБ можно брать за эталон.

P1100408.JPG
P1100409.JPG
P1100410.JPG


Измерения наклонов будут точнее, если подкладывать под уровень шлифованные валики. Был удивлен, что валы из принтеров имеют отличную точность по диаметру.

P1100416.JPG
P1100417.JPG


Ну и установив станину винтами, выровняв по горизонтку посадочное место ШБ, примерно оценил размер бедствия на направляющих. В общем, уровень пока мне не понадобится. Провалы по 5-7 соток в наиболее заезжннных местах будем исправлять пока грубо и неметололигично - тоесть локально прикладывая небольшую плитку, и выравнивая обе направляйки. Потом буду класть длинную линейку на каждую направляющую, и уже в конце брусок снова придет на помощь для устранения винта и для сведения с горизонтом.

Чувствую, работы тут на все выходные будет (в понедельник Троица, у нас не рабочий день), а то и не одни.

P1100421.JPG
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Автор темы
Vladimir52
Реальное имя: Владимир
Откуда: Мюнхен

Myford Super7

Сообщение Vladimir52 » 04 июн 2017, 13:47

Утро воскресенья прошло не зря. Постепенно вырисовывается картина износа верхних направляющих и перспектива не сниматать собачий пояс уже никогда.

P1100426.JPG
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.


Вернуться в «Токарные»