Дачный 2М112

Аватара пользователя
Автор темы
2-12-85-06
Реальное имя: Иван
Откуда: мск

Дачный 2М112

Сообщение 2-12-85-06 » 13 янв 2017, 20:20

Дачный, потому что мастерская у меня на даче. Это мой самый первый станок. Краткая предыстория его появления такова:
Была (да и сейчас есть) у меня советские стойка с дрелью, перешли по наследству от отца. Все лучше, чем просто дрель, сверлил ей металл типа уголков и полос, преимущественно при строительных работах на даче. Дрель нерегулируемая, лет ей давно за 30, обороты у нее бешеные, патрон разбит – короче дырки ей можно было делать, а вот отверстия – нет. Года четыре назад, прогуливаясь по Леруа, забрел к полке, где в ряд стояли кЕтайские красивые сверлильные станочки - ну вы знаете. Посмотрел на них, покрутил, вспомнил школу, и свои места работы, где были сверлилки – и захотелось такой. Взял и купил … развернулся домой. Дома почитал, что пишут про такие станки на чипмейкере, пришел в ужас (все, надеюсь, понимают почему), плюнул и подумал: «А оно мне надо?». Вернулся к идее приобретения сверлилки года через полтора, когда за одну халтуру со мной расплатились двумя однофазными частотниками, которые впоследствии легли в основу Сундучка с частотниками. Раз решился вопрос с питанием трехфазного двигателя, то читая темы мейкера по советским настольным сверлилкам, решил, что мне надо такую. После чего начались поиски станка. Рассматривал варианты НС-12 и 2М112, склоняясь более в сторону последнего, по причине наличия Т-пазов, массивной станины с электрикой внутри, винтовой колонны. Да и приходилось иметь с 2М112 дело неоднократно по жизни, начиная со школы. Мониторил всем известную барахолку (как раз только зарегистрировался на ней) и естественно Авито. На барахолке был тогда один 2М112 в Питере, за 15 р., никто на него долго не зарился. Ну я поставил на него бронь, продавец настойчиво предлагал сразу перевести ему бабки после чего он сразу его мол отгрузит. Меня терзали смутные сомнения, поэтому подрядил на форуме человека, он съездил и посмотрел. Станок был реальный, но вот результат осмотра был … слегка предсказуем: сколотые шкивы, приличный заезд в стол и трещина на бабке. И еще был покрашен кистью для продажи, в ядовито – зеленый цвет. Короче, не зря 500р отдал. Расстроенный продолжал поиски и через пару недель нашел свой станок на Авито, относительно недалеко от меня, можно было пощупать самому. Вот фото с Авито:
617730389.jpg
617730565.jpg
617730837.jpg
617731036.jpg


617731275.jpg

На фотках было видно, что это «Комунарас» по материалам форума я уже знал, что станки этого завода считаются одними из лучшими. Станок стоял в разорившейся небольшой типографии, имущество которой распродавалось, был подключен, можно было проверить. По словам хозяина, на нем сверлили для каких-то целей кипы бумаги (возможно так и было, судя по тому, что станина была вся облеплена кусками приклеившейся бумаги). Короче, в выходные мы племянником поехали за 100 км, в славный город Талдом (МО), смотреть станок. Было это в январе 2014 г. Встретил нас дедушка, как выяснилось тесть хозяина типографии и его полпред. С собой прихватил кучу разного инструмента, сверла и кусок уголка, для опытов. После осмотра выяснил следующее:
1. Не хватает двух рукояток штурвала (ерунда).
2. Нет «клина» в ластохвосте бабки (ерунда, это просто полоска железа, делается болгарой и наждаком).
3. Есть незначительный заезд в стол по центру (ну он у всех станков есть, на работоспособность не влияет).
4. Сломана пополам и грубо сварена рукоятка фиксации подмоторной плиты, резьба на ней сорвана (тоже ерунда, можно на первых порах и болтом обойтись).
5. Нет ключа к патрону (все равно изначально хотел поменять на самозажимной).
6. Лопнула пружина возврата пиноли (заменяется пружиной от бензопил, продаются и новые)
7. Сбоку прикручено основание станочного светильника, но самого светильника нет (ну и черт с ним).

8. Отсутствовал пакетный выключатель 380 В сзади станины.
9. Расколота трехфазная, советского образца, вилка 380 В.
Два последних пункта мне были вообще по барабану, поскольку собирался запускать станок через частотник, но зато сыграли свою роль при торге, как и все остальные.
Остальное вроде все было в норме: бабка по колонне ездила без проблем, фиксировалась на колонне мертво, механизм натяжения ремня исправен, шкивы и ластохвост без сколов, трещин на чугуне нигде нет, мотор работает, все крутиться без особого шума.
Выдвинул пиноль, покачал – вроде не стука не почувствовал (стойки с индикатором у меня тогда еще не было). Поставил сверло, просверлил привезенный с собой уголок – вроде нормально. Решил – надо брать!
Поторговался, апеллируя к вышеупомянутым косякам, попросил скидку в 4 р., дед позвонил хозяину, тот согласился и ударили по рукам. Бонусом досталась покрытая пылью, забытая советская отвертка, лежавшая под кожухом ремня, прихватил ее при разборке (раз уплочено!).
Быстро разобрали на пять частей (станина, колонна, бабка, подмоторная плита с движкой, кожух), благо вопрос разборки быть загодя проработан по материалам форума. Закинули в багажник и благополучно телепортировали станочек домой. Помню, рад был безумно.


Отправлено спустя 38 минут 56 секунд:
Дома начал полную разборку и дефектовку. Года выпуска на табличке не было, но судя по маркировке на пускателях – 1981.
P1100778.JPG
P1100781.JPG
P1100782.JPG
P1100783.JPG
P1100788.JPG

P1100789.JPG

Кстати, читал что эти Коммунарасы выпускались со знаком качества – но на табличке его тоже не было. Суслик тем не менее был – на нижней стороне станины, отлит в металле. Потом понял почему – судя по надписи «Made in USSR» - станок шел на экспорт, а на экспортных товарах знак качества не ставили – чтобы не осрамиться ненароком, а посмотреть на брюхо станины – наверное считали, что буржуям лень будет.
P1100779.JPG
P1100780.JPG
P1100786.JPG

Сразу купил большой двулапый съёмник (чтобы можно было снимать шкивы) и крестовые сверлильные тиски с губками 150 мм, все это пригодилось при разборке. Съёмник потом выручал при переборке НГФ110 м ТВ-4.
P1100767.JPG
P1100766.JPG
P1100775.JPG


P1100773.JPG
P1100769.JPG

При разборке полезли косяки – ведомый шкив был снизу в отметинах от монтажки – видимо пытались снять, не выкрутив фиксирующий гужон. Гужонов было не один как положено, а два в разных ручьях Забегая вперед – шкив оказался неродной. Съёмником шкив снялся подозрительно без особых усилий – причина была в покоцаной подшипниковой втулке внутри которой ходит шпиндель по шлицам. Видимо сверло клинило и шкив провернуло, причем неоднократно - гужоном были пропаханы круговые борозды. По этой причине в другой ручей и был вкручен второй гужон, который с грехом пополам и фиксировал шкив.
P1100793.JPG
P1100794.JPG
P1100796.JPG

Достал втулку ведомого шкива – для этого сначала выкрутил гужон фиксирующий пакет РУПов втулки в бабке и выбил весь пакет с помощью трубы подходящего диаметра вверх, через отверстие пиноли.
P1100797.JPG
P1100798.JPG
P1100801.JPG
P1100802.JPG

РУПы 6-36205Е на втулке гремели – решил менять. Отогнул усик шайбы, которая контрит шлицевую гайку
P1100832.JPG
и открутил ее разводным ключом (шлицевых ключей тогда еще не купил), зажав втулку в тиски через подкладки.

Подшипники стянул съёмником. Втулку надо было менять, но где ее взять тогда не представлял, скрепя сердце оставил пока как есть. Поэтому подшипники купил китайские дешевые, обычные радиальные. Собрал все обратно.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Есть люди разгрызающие кобальтовый сплав
Есть люди у которых есть Дварцы Кур Мяф...

Аватара пользователя
Автор темы
2-12-85-06
Реальное имя: Иван
Откуда: мск

Дачный 2М112

Сообщение 2-12-85-06 » 13 янв 2017, 21:18

Вал- шестерня оказался в прекрасном состоянии – зубья практически без износа. Со ступицей штурвала получилась смешная история – вручную она с вала не снималась, думал, что так и надо, я и не стал ее снимать, но об этом позже.
Дома больших тисков не было, поэтому привинтил свежекупленные крестовые на станину. Разборка пиноли прошла без проблем – зажал ее за хвост шпинделя в крестовые тиски, гайку которой спрессовывают патрон стронул разводным ключом – клювиком. Спрессовал патрон.
P1100792.JPG

Конус был чистым, без задиров. Для того чтобы отвернуть цилиндрическую гайку на нижнем торце пиноли, которая фиксирует шпиндель нужен спецключ, которого естественно не было. Отвинтил постукивая молотком через выколотку в отверстия гайки, предварительно залив на ночь вэдэшкой. Осмотрел подшипники, решил, что надо менять верхний, 203. Снял стопорное кольцо, (точно не помню, как, кажется двумя отвертками) которым подшипник фиксируется в канавке шпинделя и стянул подшипник. Два нижних, 104 решил оставить на месте – после промывки от старой каки не нашел в них особого криминала, только заново отрегулировал люфты двумя шлицевыми гайками. 203 купил SKF, закрытый. Набил 103 подшипники свежей смазкой и собрал все в обратном порядке.
P1100862.JPG
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Есть люди разгрызающие кобальтовый сплав
Есть люди у которых есть Дварцы Кур Мяф...

Аватара пользователя
Автор темы
2-12-85-06
Реальное имя: Иван
Откуда: мск

Дачный 2М112

Сообщение 2-12-85-06 » 13 янв 2017, 22:24

Разобрал двигатель, осмотр показал, что вскрытие было, пожалуй, лишним – обмотки в идеале, без подпалин, следов скобления ротора по статору не замечено, внутри все чисто.
P1100840.JPG

Для осмотра переднего подшипника снял ведущий шкив. Хочу сказать, что перед снятием шкива надо пометить на валу высоту, на которую он надет, ибо упорного буртика там нет – это актуально чтобы не было перекоса ремня. Шкив надет на вал с хорошим натягом, без шпонки, от проворота фиксируется гужоном через ступицу в пустой шпонопаз вала двигателя.
P1100822.JPG

На чипмейкере расписывали всякие страсти про снятие моторного шкива типа того, чтобы снять надо шкив греть, а вал охлаждать. Выкрутил гужон, залил соединение вэдэшкой, вооружился феном, и ведром со льдом, но для начала решил попробовать просто съёмником, без нагревов / охлаждений. Шкив пошел, со скрипом, щелчками, но пошел и был благополучно снят.
P1100823.JPG

Подшипники 6-18604 ротора осмотрел, решил, что еще походят, ограничился тем, что аккуратно снял с них крышки и поменял смазку, крышки поставил на место.
Кружком помечены пружинные кольца подшипника. Кстати здесь же видно стопорное кольцо 203 подшипника пиноли.
апрап.jpg

Собрал двигатель, не забыл поставить на место пружинные кольца под передний подшипник.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Есть люди разгрызающие кобальтовый сплав
Есть люди у которых есть Дварцы Кур Мяф...

Аватара пользователя
Автор темы
2-12-85-06
Реальное имя: Иван
Откуда: мск

Дачный 2М112

Сообщение 2-12-85-06 » 13 янв 2017, 22:35

По электрике - сделал подготовку к внешнему управлению частотником с штатных кнопок станка. Пускатели и плавкие вставки (одна кстати была горелая, с жучком) оставил на месте – для аутентичности, :jokingly: и чтобы потом не валялись по углам (выбросить жалко!), просто снял всю внутреннюю проводку. Кнопки снял, перебрал, почистил, подивился их прочности и конструктиву «по уму» - никакого сравнения с нынешней китайщиной.
P1100875.JPG

Развел проводку на кнопки, концы для присоединения к частотнику вывел на штатную клеммную колодку шасси. Подсоединил все к частотнику, настроил, погонял – лепота! Сделал таблицу настроек частотника, чтобы в случае сброса по умолчанию не перерывать заново все руководство.
таблица пч-мини.JPG
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Есть люди разгрызающие кобальтовый сплав
Есть люди у которых есть Дварцы Кур Мяф...

Аватара пользователя
Автор темы
2-12-85-06
Реальное имя: Иван
Откуда: мск

Дачный 2М112

Сообщение 2-12-85-06 » 13 янв 2017, 22:47

По отмывке – долго отмывал уайтом колонну, заляпанную засохшим солидолом, со станины сначала отмачивал присохшую в типографии бумагу, и мыл потом уайтом. Бабку и мелкие детали с окаменевшей грязью отмывал фейри в ванной грубой щеткой и сразу сушил феном (ванну после приходилось тоже отмывать, иначе домашние убили бы).
Все заводские таблички аккуратно снял.
Между делом купил на той барахолке родную пружину возврата пиноли. Еще самозажимной патрон В18, Китай, обошелся в 1 р. Новосибирский патрон, шедший со станком потом использовал на ТВ, купив для него ключ и насадив на оправку КМ2.
Почти все болты заменил на недешевые черные имбусовые 8,8 (теперь понимаю, что часть из можно было бы и не менять, но тогда у меня был острый приступ станочного перфекционизма :crazy: )
Все что можно было сделать в домашних условиях – сделал. Поскольку предстояла транспортировка на дачу, станок собирать не стал – упаковал мелкие потроха в коробку, и сложил части в угол. В конце апреля перевез сверлилку, вместе с купленным в ту же зиму НГФ110Ш4, а также кучей другого барахла на дачу. Для перевозки тяжелых частей прикупил вот такую телегу, грузоподъемностью 200 кг, благо до кризиса стоила всего 3,5 р, в хозяйстве всегда пригодиться (а как помогла при покупке тэвэшки!).
телега.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Есть люди разгрызающие кобальтовый сплав
Есть люди у которых есть Дварцы Кур Мяф...

Аватара пользователя
Автор темы
2-12-85-06
Реальное имя: Иван
Откуда: мск

Дачный 2М112

Сообщение 2-12-85-06 » 13 янв 2017, 23:02

Руки до станков дошли только в середине августа – делал верстак для них, огород и всякое прочее. Перед сборкой покрасил. В то время я был фанатом фильдеперсовой покраски станков, насмотревшись красивых фоток на чипмейкере. Красить решил в два цвета - навеяло окраской авто 50-60х годов. Поэтому еще зимой купил колерованную универсальную Тиккурилу, два цвета – минут сорок в магазине выбирал оттенки по каталогу. Сколько стоила - не помню, достаточно бодро но станочный перфекционизм тогда терзал меня :crazy: . Забегая вперед скажу, что краска неплохая, масло, уайт, соляру держит, достаточно стойкая к сколам. Сначала хотел красить Тиккурилой в два слоя, переживал, что литровых банок не хватит. Случайно зашел в хозмаг и увидел там обычную ПФ-115, по цвету удивительно похожую на уже купленную Тиккурилу. Стоила при этом в три раза дешевле. Купил по банке для первого слоя.
Красил вместе с нагафой, предварительно зачищал болгаркой с лепестковым кругом, обезжиривал растворителем:
P1110153.JPG
P1110154.JPG
P1110155.JPG

По бедности своей краскопульта не имею, поэтому красил кистью и маленьким валиком. Так, что если где увидите потеки - сильно не пинайте. :praise:
Двигатель покрасил нитрокраской из баллончика.
Перед началом сборки, несколько дней потратил на шкаф частотников. Не терпелось собрать станок и подключить хотя бы на соплях, но дело в том, что, установив станок на место, было бы очень затруднительно смонтировать шкаф на стене – станок сильно затруднил бы доступ.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Есть люди разгрызающие кобальтовый сплав
Есть люди у которых есть Дварцы Кур Мяф...

Аватара пользователя
Автор темы
2-12-85-06
Реальное имя: Иван
Откуда: мск

Дачный 2М112

Сообщение 2-12-85-06 » 13 янв 2017, 23:32

Приступил к сборке:
Работал с азартом, поэтому фоток в процессе сделал мало. :wall:
Колонну привинтил к станине.
Перед насаживанием ведущего шкива закрепил на двигателе подмоторную плиту.
Сам шкив перед насаживанием хорошо разогрел феном, за неимением пресса насаживал молотком через деревяшку. Защиту крыльчатки естественно при этом снял, задний конец вала упер в железяку.
В бабку сначала запрессовал втулку ведомого шкива с подшипниками, надел ведомый шкив, подперев снизу втулку, зафиксировал промежуточное кольцо между подшипниками гужоном.
Поставил узел перемещения по колонне на бабку, не забыв смазать упорный подшипник 8114, бабку взгромоздил на колонну.
P1110169.JPG

Вставил пиноль, предварительно надев ограничитель глубины сверления, зафиксировал пиноль гужоном от проворота и выпадения.
Привинтил кронштейн натяжного винта ремня, шкалу глубиномера.
Ввел в зацепление с пинолью вал – шестерню, зафиксировал гужоном.
Начал ставить возвратную пружину в ступицу штурвала, по советам бывалых надев маску- щиток, чтобы пружина в лицо не прилетела. До маски не долетела, но по пальцам несколько раз получил очень крепко. :cry1: Тут обнаружилась засада, на которую не обратил внимание при разборке. Дело в том, что ступица должна надеваться с зазором на вал – шестерню и фиксироваться на ней болтом. А у меня она была надета по переходной посадке – легко снималась съемником и надевалась при помощи молотка, а руками – никак. :evil: Видимо токарь на заводе ошибся с размером, а сборщик не стал париться и надел силой. В процессе же установки, после укладки пружины ступицу необходимо провернуть на валу, регулируя степень натяга пружины и совместить фиксирующий болт с ответной лункой на валу –шестерне. Таким образом, если ты не можешь провернуть ступицу на валу, в процессе натяжки, руками то ничего не получиться. Токарного тогда еще не было, вышел из положения слегка обточив посадочное место ступицы на валу – шестерне на наждаке. Благо точность сопряжения в этом узле, по большому счету, не требуется. После чего благополучно установил и отрегулировал пружину.
P1110170.JPG

Сделал клин ластохвоста, точнее плоскую проставку в ластохвосте между подмоторной плитой и бабкой. Нужна она для того чтобы болтами фиксации подмоторной плиты не расколоть чугун ласты бабки. Использовал для этого кусок полосы заземления – полчаса работы болгаркой и наждаком. Сделал ее на 40 мм длиннее чем ластохвост – чтобы было удобно вытаскивать.
Поставил двигатель с подмоторной плитой – сначала бабка поднимается так, чтобы колонна полностью в ней утопилась. Плита надевается сзади, потом натяжной винт ввинчивается в соответствующее отверстие подмоторки. Надеваем ремень, натягиваем, фиксируем подмоторную плиту рукояткой сбоку (тогда вместо рукоятки у меня был обычный болт М8). Дополнительно подмоторка фиксируется двумя болтами М6 – до сих пор не могу понять какой тогда смысл в рукояти – все равно получается, что при смене передачи ключ нужен.
P1110171.JPG

Патрон обвязал проволокой и хорошо разогрел в масле, губки предварительно развел на максимум. Насчет пожарной опасности - в курсе, был осторожен. :hi:
P1110172.JPG

Предварительно подпер тяжелой железякой шлицевой конец шпинделя сверху. Патрон надел «с размаху» сразу стукнул по его торцу алюминиевым молотком (без фанатизма). Сразу, до кучи быстро опустил пиноль вниз, уперев с усилием патрон (обратно без фанатизма) в подложенную доску. Вроде попыток слететь патрон до сих пор не делал.
P1110173.JPG
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Есть люди разгрызающие кобальтовый сплав
Есть люди у которых есть Дварцы Кур Мяф...

Аватара пользователя
Автор темы
2-12-85-06
Реальное имя: Иван
Откуда: мск

Дачный 2М112

Сообщение 2-12-85-06 » 13 янв 2017, 23:34

Подключил частотник, прибил на бабку главную табличку (самая важная деталь! без нее бы не заработало :jokingly: )
P1110559.JPG

– и вот она первая стружка, потом вторая, третья…
P1110174.JPG
P1110175.JPG
P1110176.JPG
P1110177.JPG

Потом срочно стал собирать НГФ, а потом внезапно наступила зима и станки пришлось оставить зимовать на даче как медведей в берлоге (дача, увы, летняя).
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Есть люди разгрызающие кобальтовый сплав
Есть люди у которых есть Дварцы Кур Мяф...

Аватара пользователя
Автор темы
2-12-85-06
Реальное имя: Иван
Откуда: мск

Дачный 2М112

Сообщение 2-12-85-06 » 13 янв 2017, 23:44

Во время первых пусков было замечено неудовлетворительное состояние ведомого шкива – сильно люфтил – сказывалось разбитое посадочное втулки и варварски попытки съема, о чем уже писал выше. Встал вопрос замены втулки.
Токарь за бабки конечно цилиндрик выточит, найти не проблема и возможно даже не просадит посадочное под подшипники – но где найти станок, на котором можно долбить внутренние пазы под хвост шпинделя?
Проблема решилась на удивление просто. Как раз в ту зиму добрый человек из Сезуана Волгограда выставил на параллельной барахолке втулку – новодел – точную копию по чертежу из паспорта Коммунараса.
P1110299.JPG
P1110303.JPG
P1110305.JPG

втулка.JPG

Проверял размеры – все точно, ст 45 (по словам продавца), посадочное место под подшипники шлифовано. Втулка была немедленно приобретена за 1,5 р. По такому случаю прикупил для втулки штатные советские новые РУПы 6-36205Е, на замену безродных радиальных китайчат.
Еще на барахолке приобрел три некомплектных, траченых жизнью, станочных светильника. Еще один светильник нашел в хламе на работе – все цело, только патрон и пластмассовый конус были разбиты. К ТВ-4, купленном в ту зиму бонусом дали транс 220/36В, и вопрос с станочной подсветкой, так сказать, прояснился.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Есть люди разгрызающие кобальтовый сплав
Есть люди у которых есть Дварцы Кур Мяф...

Аватара пользователя
Автор темы
2-12-85-06
Реальное имя: Иван
Откуда: мск

Дачный 2М112

Сообщение 2-12-85-06 » 13 янв 2017, 23:50

В июне 2015, когда разделался с огородом (ненавижу :angry: ), руки дошли наконец до станка. Надел РУПы на новую втулку (согласно чертежа в паспорте - широкими частями сепараторов наружу).
Шпиндель.JPG

Для напрессовки использовал вертикальную подачу НГФ.
P1110484.JPG
P1110486.JPG
P1110487.JPG

P1110488.JPG

Сели идеально. Навинтил гайку, отрегулировал вращение, законтрил и засунул обратно в бабку. Стал надевать шкив – тадаммм. Шкив наделся совершенно свободно, без всякого намека на натяг. Померил еще раз посадочное втулки – размеры по чертежу. Померил отверстие шкива – больше на 4 десятки. Жутко расстроился и стал перемерять все размеры шкива. Сделал интересное открытие – почти все размеры не соответствуют чертежу родного – некоторые диаметры ручьев меньше, некоторые соответствуют, высота больше.
Ведомый_шкив.JPG

Самое интересное, что размеры профиля ручьев не соответствовали гостовским. Из этого сделал вывод – шкив неродной и вообще не заводской – какой-то самопал, выточенный колхозным токарем (профиль ручьев). Видимо родному пришел трындец от проворотов, возможно и самые ходовые ручьи были переломаны – поэтому дядя Вася на заводе выточил самопал под разбитую втулку, его там и дальше проворачивало и т.д и т. п. Как-то так. Однако станок был нужен для работы, поэтому поставил старую втулку со старыми подшипниками, нахлобучил шкив и занялся освещением и управлением станка.
P1110489.JPG
P1110490.JPG
P1110491.JPG
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Есть люди разгрызающие кобальтовый сплав
Есть люди у которых есть Дварцы Кур Мяф...


Вернуться в «Сверлильные»