НГФ-110Ш4. Модернизация.


Аватара пользователя
Автор темы
KimIV
Реальное имя: Игорь
Откуда: Кунгур

НГФ-110Ш4. Модернизация.

Сообщение KimIV » 21 ноя 2015, 16:40

Установка манжет в задние крышки коробки скоростей.

При установке манжет использовал методику, описанную здесь.

В одном из магазинов автозапчастей ВАЗ/ГАЗ были куплены две медные шайбы с внутренними диаметрами 18 и 20 мм. А в магазине резинотехники - манжеты 25х35х7 и 30х40х7.

0069_1.jpg


Обе манжеты ставил снаружи. Крышки растачивал с припуском 3 десятки. Например, манжета 30х40х7 имеет внешний диаметр 40,2 мм. Внешний буртик задней крышки шпинделя я рассточил до 39,9 мм. Аналогично расточил крышку входного вала. Манжеты запрессовывал резиновой киянкой. Зашли довольно-таки плотно. Место посадки предварительно смазывал маслом.

0069_2.jpg
0069_3.jpg
0069_4.jpg


Рабочие кромки манжет перед установкой тоже смазал маслом. Шайбы перед установкой отжёг в буржуйке. На дровяных углях нагрел до начинающегося тёмно-красного свечения и в холодную воду. До отжига шайбы были сталистыми, а после отжига стали мягкими. Установил шайбу с внутренним диаметром 20 мм к подшипнику, а 18 мм - к ведомому шкиву.

0069_5.jpg
0069_6.jpg
0069_7.jpg


Центральный крепёжный винт шкива через шкив плотно обжал дистанционную втулку медными шайбами. Саму втулку садил, предварительно обмазав вал тонким слоем герметика. Вращением шкива визуально проверил вращаемость втулки. Всё ок! Вращается...

0069_8.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Ты должен делать добро из зла, потому что его больше не из чего делать. Уоренн Роберт Пенн.

Аватара пользователя
Автор темы
KimIV
Реальное имя: Игорь
Откуда: Кунгур

НГФ-110Ш4. Модернизация.

Сообщение KimIV » 21 ноя 2015, 17:38

Установка ограничителей хода блок-шестерней.

За основу взята идея, опубликованная здесь и здесь.

Цель доработки: исключить проскакивание подвижными блоками шестерён своих крайних положений и обеспечить наиболее полное зацепление зубов шестерён при переключении скоростей НГФ.

Для достижения цели я изготовил полуфабрикаты ограничителей - шлицевые втулки. Сделал втулки вчерновую с большим припуском по длине, чтобы иметь место для манёвров при подгонке по месту. Чтобы хоть от чего-то отталкиваться при выборе длины заготовок, ещё до вынимания промежуточного вала из коробки скоростей, чертилкой пометил крайнее переднее положение переднего (двойного) блока шестерён. Сзади подлезть чертилкой не смог - решил потом подгонять по месту, а в середине просто не стал пока вал царапать, тут итак хорошо всё видно. Решил, что позже обцарапаю место для стопорного кольца.

0071_1.jpg
0071_2.jpg


Далее нужно было что-то придумать для лёгкой и быстрой фиксации положения вала. Рабочим фиксирующим гнездом, которое лишает вал возможности осевого смещения, является заднее посадочное гнездо и крышка подшипника. Пихать туда на каждую примерку подшипник и вынимать его - не вариант. Нужна какая-то замена подшипнику, например, шайба М16. Её внутренний диаметр 17 мм, померил вал, как раз входит. А вот наружный диаметр 50 мм пришлось сточить до 46 мм.

0071_3.jpg
0071_4.jpg
0071_5.jpg


Вот так я и примеривал/подгонял втулки. Шайбу пальцами правой руки снаружи прижимал к буртику посадочного места подшипника, а вал прижимал к шайбе, что обеспечивало приемлемую точность.

Ещё нюанс. Обе блок-шестерни по торцам имеют глубокие внутренние фаски. Даже не фаски, а целые выборки под углом около 60-70 градусов к оси вращения.

0071_6.jpg


Эти выборки довольно сильно влияют на положение блок-шестерней при их опирании на шлицевые втулки. Например, снаружи обдираешь втулку, уменьшая её диаметр, блок-шестерня уже фиксируется в другом положении. А если ещё на кромках втулок сделать фаски, то может уйти чуть-ли не на мм. Но я полуфабрикаты втулок сделал с большим запасом по длине и поэтому основной задачей было - семь раз отмерь и половину отмеренного отрежь, чтобы к цели приближаться не одним марш-броском, а короткими перебежками.

1. Итак, первый пошёл. Передняя втулка - ограничивает продвижение вперёд двойной блок-шестерни. У меня не получилось прижать втулку к внутренней обойме подшипника. Да и смысла не было. На внутренней обойме подшипника проточка для крышки, а к этой поверхности уже сепаратор близко. Вообщем решил опереть втулку на возвышения пазов. Для этого изнутри расточил втулку под углом 15 градусов, а потом ещё в глубине 10 градусов. Получилась вот такая втулка. На место посажена шестернёй, как молотком. В дополнительной фиксации не нуждается.

0071_7.jpg
0071_8.jpg
0071_9.jpg
0071_10.jpg


2. Задняя втулка. С ней всё просто. По упору во вспомогательную шайбу выставил вал. По полному зацеплению зубов выставил шестерню. И штангенциркулем (кончиком для измерения глубины) измерил расстояние от упора для подшипника до края шестерни. В нужный размер втулкой попал со второго раза. Точнее подгонял съёмом фаски. Упор втулки своими шлицами во внутреннюю обойму подшипника будет хорошим.

0071_11.jpg
0071_12.jpg
0071_13.jpg
0071_14.jpg


3. Средняя втулка. На валу сделал углубление сверлом 3,3 мм. Этим же сверлом просверлил отверстие во втулке и нарезал резьбу М4. Потом проточил канавку для проволоки.

0071_15.jpg
0071_16.jpg
0071_17.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Ты должен делать добро из зла, потому что его больше не из чего делать. Уоренн Роберт Пенн.

Аватара пользователя
Автор темы
KimIV
Реальное имя: Игорь
Откуда: Кунгур

НГФ-110Ш4. Модернизация.

Сообщение KimIV » 21 ноя 2015, 17:44

Подогнал среднюю втулку по месту. Закреплял её винтом и смотрел, как в неё упираются шестерни и по сколько снять с каждой стороны.

0072_1.jpg


Вот такие размеры получились у средней втулки.

0072_2.jpg
0072_3.jpg


Все три втулки и их расположение на валу.

0072_4.jpg
0072_5.jpg
0072_6.jpg
0072_7.jpg


Потом сделал винт фиксации втулки. Обрабатывал его в ручных тисочках. Шлицу под отвёртку прорезал болгаркой отрезным диском.

0072_8.jpg
0072_9.jpg
0072_10.jpg
0072_11.jpg


Закрепил втулку.

0072_12.jpg
0072_13.jpg


И установил вал в коробку скоростей. Вот так всё получилось.

0072_14.jpg
0072_15.jpg
0072_16.jpg


После установки крышки с ручками опробовал переключение скоростей. Очень всё хорошо! Весьма полезная получилась доработка!
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Ты должен делать добро из зла, потому что его больше не из чего делать. Уоренн Роберт Пенн.

Аватара пользователя
Автор темы
KimIV
Реальное имя: Игорь
Откуда: Кунгур

НГФ-110Ш4. Модернизация.

Сообщение KimIV » 22 ноя 2015, 17:06

Установка опорных подшипников на валы привода вертикальной и поперечной подач.

За основу была взята вот эта методика".

Технология установки опорных подшипников в штурвальные валы привода обеих подач (вертикальной и поперечной) в моём случае оказалась совершенно одинаковой. Расточке подверглись только чугунные втулки, причём одна из них с двух сторон, а другая только с одной стороны. Впрочем, обо всём по порядку.

Сначала вся мелочь из консоли была тщательно вымыта в керосине.

0077_1.jpg


Затем, сняв размеры (диаметры) валов, поехал за подшипниками 8103. Мне их нужно было 4 шт по 2 на каждый вал. Удалось найти 51103.

0077_2.jpg


Прежде, чем расстачивать обоймы подшипников, снял их размеры. Мне нужно было их надевать на валы диаметром 18 мм.

0077_3.jpg
0077_4.jpg
0077_5.jpg


Оказалось, что те обоймы, которые с маркировкой, имеют внутренний диаметр 17 мм. Я их рассточил резцом с твёрдосплавной напайкой до 18,1 мм и снял небольшие фасочки для убирания заусенцев. Сепараторы имели внутренний диаметр 17,7 мм. Пробовал их рассточить на станке. Увы! Прочно не зажмёшь, сталь тонкая, а с лёгким натягом могло вырвать. Пришлось шоркать бор-фрезой.

0077_6.jpg


Подгонял по месту так, чтобы легко надевались на вал и свободно на нём вращались. Штангелем один замерил, получилось 18,2 мм. Вроде как сепараторы не сильно повредил.

0077_7.jpg


Далее рассточил чугунные втулки со стороны лимбов на глубину 8,2 мм до диаметра 30,2 мм. Подшипники, кстати, имеют наружный диаметр ровно 30 мм.

0077_8.jpg
0077_9.jpg
0077_10.jpg


Потом подшипники и втулки прополоскал в керосине, отмывая от чугунной пыли.

0077_11.jpg


Насухо всё вытер чистой тряпкой и попробовал собрать.

0077_12.jpg
0077_13.jpg


Не понравилось, что на валу привода вертикальной подачи оказалось мало резьбы под контргайку.

0077_14.jpg
0077_15.jpg


Снял втулку и рассточил её со стороны конусной шестерни на глубину 3 мм до диаметра 30,2 мм.

0077_16.jpg


Промыл от пыли и собрал.

0077_17.jpg
0077_18.jpg
0077_19.jpg


Во-о-от! Теперь другое дело!
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Ты должен делать добро из зла, потому что его больше не из чего делать. Уоренн Роберт Пенн.

Аватара пользователя
Автор темы
KimIV
Реальное имя: Игорь
Откуда: Кунгур

НГФ-110Ш4. Модернизация.

Сообщение KimIV » 22 ноя 2015, 17:17

Установка опорных подшипников на вал привода продольной подачи.

Решил устанавливать подшипники типоразмера 8102 (51102). Наружный диаметр 28 мм, внутренние диаметры обойм 15 и 16 мм, внутренний диаметр сепаратора 15,5 мм. Ширина 9 мм.

Сначала проточил вал ровно на 9 мм до диаметра 15 мм. Мерил микрометром. Заранее скажу, что обойма с внутренним диаметром 15 мм села плотно. Посадил постукиваниями деревяшкой.

0093_1.jpg
0093_2.jpg
0093_3.jpg
0093_4.jpg
0093_5.jpg
0093_6.jpg


Далее расточка опоры на глубину 9 мм до диаметра 28,15 мм. Мерил китайским цифровым штангенциркулем, поэтому реальный диаметр получился в районе 28,1 - 28,2 мм. Растачивать решил в планшайбе. Зажал её в патрон обратными кулачками, прогнал часиками. Опору центрировал тоже индикатором по внутренней поверхности втулки. Чтобы втулка при расточке не провернулась, застопорил её винтиком.

0093_7.jpg
0093_8.jpg
0093_9.jpg
0093_10.jpg


Расточил и померил обойму. Отлично! Входит свободно, при небольшом перекосе застревает.

0093_11.jpg
0093_12.jpg
0093_13.jpg


Диаметр вала в том месте, где будет стоять наружный подшипник, 14 мм. Поэтому нужна втулка между валом и подшипником. Я решил её выточить ступенчатой через 3 мм с наружными диаметрами 14,9, 15,4, 15,9 мм.

0093_14.jpg
0093_15.jpg


Ну и попробовал собрать на сухую, посмотреть, как получилось.

0093_16.jpg
0093_17.jpg


Слегка только наживив опору на штифты, покрутил штурвал... ммм... Нравится!

0093_18.jpg
0093_19.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Ты должен делать добро из зла, потому что его больше не из чего делать. Уоренн Роберт Пенн.

Аватара пользователя
Автор темы
KimIV
Реальное имя: Игорь
Откуда: Кунгур

НГФ-110Ш4. Модернизация.

Сообщение KimIV » 23 ноя 2015, 04:37

Установка уплотнительных колец на валы ручек переключения скоростей.

Выколоткой выбил штифт и снял пока только одну ручку.

0128_1.jpg
0128_2.jpg
0128_3.jpg
0128_4.jpg


По фоткам видно, что под ручкой всё в масле. А это всего лишь остатки, намного больше стекало вниз на основание светильника. До подошвы стечь не успевало, я подтирал. Система смазки коробки скоростей НГФ - эти две лопатки на ведомом валу - оказалась очень мощной штукой, пробивает все щели только на раз!

Сделал себе очередной "одноразовый" резец - канавочный и проточил им канавку на валу ручки на расстоянии примерно 1 см от самой рукоятки. Рукоятка замечательно вошла в станок даже над суппортом. Только вот вылет резца пришлось сделать побольше, чтоб дотянуться до вала. При точении резец свистел, визжал як поросЯ.

0128_5.jpg
0128_6.jpg
0128_7.jpg
0128_8.jpg
0128_9.jpg


С колечками не обошлось без казусов. Брал их заранее, по памяти прикинув диаметр вала ручки, ну и само собой промахнулся. Пришлось всё бросать на полпути и ехать снова в магаз. В итоге замечательно подошли вот такие колечки.

0128_10.jpg
0128_11.jpg


Теперь уже могу добавить, что эти колечки - очень эффективный способ борьбы с протечками масла. Если раньше из-под ручек ручьём бежало, то сейчас просто потеет. Раз в месяц подтереть и сухо! :good2:
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Ты должен делать добро из зла, потому что его больше не из чего делать. Уоренн Роберт Пенн.

Аватара пользователя
Автор темы
KimIV
Реальное имя: Игорь
Откуда: Кунгур

НГФ-110Ш4. Модернизация.

Сообщение KimIV » 23 ноя 2015, 08:11

Указатели продольного и поперечного перемещений стола.

Для продольного указателя в качестве исходного материала выбрал дюралевый двутавр. Отпилил заготовку длинной 6 или 7 см, наугад. Срезал две диагонально противоположные полки, чтобы в сечении получилось Z, и профрезеровал пазы для позиционирования на целые сантиметры самого указателя.

0153_1.jpg
0153_2.jpg
0153_3.jpg
0153_4.jpg
0153_5.jpg


Разметил отверстия на салазках и нарезал резьбу М3. Под эту резьбу выточил винтик с болтиком. Причём у винтика выступ под паз указателя сделал длиннее, чтобы при полном закручивании винта он не зажимал указатель. Под указатель сделал пластинку из тонкой кровельной оцинковки. Пластинку эту немного выгнул дугой, чтобы она подпружинивала указатель.

0153_6.jpg


Установил и проверил позиционирование. Когда пазы фрезеровал, то закладывал ход 12 мм. В принципе так и получилось.

0153_7.jpg
0153_8.jpg
0153_9.jpg
0153_10.jpg


Для поперечного указателя от алюминиевого уголка 20х20х1 отрезал кусочек полки, просверлил отверстия Ф4 мм и надфилем сделал пазы. НГФ в это время был разобрал, поэтому пазы делал руками :). На токарном выточил два винтика с резьбой М3: один под шлицевую отвёртку, а другой с накаткой. И ножницами вырезал планку из оцинковки 0,5 мм. Её выгнул дугой для подпружинивания указателя.

0198_1.jpg
0198_2.jpg


Крайние положения на салазках. Ход 12 мм, то есть в любом положении салазок поймать целые сантиметры не проблема.

0198_3.jpg
0198_4.jpg


Примерка на месте.

0198_5.jpg
0198_6.jpg
0198_7.jpg
0198_8.jpg
0198_9.jpg
0198_10.jpg
0198_11.jpg
0198_12.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Ты должен делать добро из зла, потому что его больше не из чего делать. Уоренн Роберт Пенн.

Аватара пользователя
Автор темы
KimIV
Реальное имя: Игорь
Откуда: Кунгур

НГФ-110Ш4. Модернизация.

Сообщение KimIV » 23 ноя 2015, 09:20

Система смазки направляющих (маслоканалы, тавотницы).

Надоела мне изрядно эта система смазки НГФ, вернее её отсутствие. И если смазка вертикальной и поперечной подач не вызывали неудобств, то вот с продольной как-то сложновато мне было. Нормально смазать направляющие у меня получалось только полностью сняв стол, и смазав направляющие кисточкой. Поэтому решил сделать так, чтобы и стол не снимать, и смазывать качественно - изнутри.

Всё конечно сделал по своему, но предварительно изучил фотки из этой темы

Подачу смазки решил сделать ручным шприцеванием через тавотницы. Купил их заранее, самые маленькие с резьбой М6. Почти все маслоканалы сделал болгаркой отрезным диском 3 мм. Углы дорезал резцом из быстрореза, заточенным как стамеска/долото. К ластохвостам подбирался шуриком борфрезой. Отверстия от тавотниц 3,7 мм, отверстия к ластохвостам 2,5 мм.

Консоль, вертикальная подача.

0199_1.jpg
0199_2.jpg
0199_3.jpg


Клин через тавотницу не смазывается. Сам буду сверху на него лить.

Салазки, поперечная подача.

0199_4.jpg
0199_5.jpg
0199_6.jpg


На ластохвосты отверстия не делал, смысла нет, масло вверх не пойдёт. Поэтому их тоже придётся по-старинке - сверху шприцом с длинной иглой.

Салазки, продольная подача.

0199_7.jpg
0199_8.jpg
0199_9.jpg
0199_10.jpg


Тут уже сделал, чтобы оба ластохвоста поливались через тавотницы, которые поставил на стол. То есть шприцевать нужно будет только в среднем положении стола, чтобы тавотницы были ровно посередине салазок.

0199_11.jpg
0199_12.jpg


Загибульку - колено для дальней тавотницы сделал на токарном. Вот несколько фоток процесса.

0199_13.jpg
0199_14.jpg
0199_15.jpg
0199_16.jpg
0199_17.jpg


Всё в сборе.

0199_19.jpg
0199_20.jpg
0199_21.jpg
0199_22.jpg
0199_23.jpg


Итого получилось 9 точек смазки - 6 тавотниц (по паре на каждую подачу) и плюс 3 ластохвоста, которые нуждаются в отдельной смазке. Для ввода масла в тавотницы приспособил обычный одноразовый медицинский шприц. Укоротил иглу и одел на ней кусочек резины, которая играет роль уплотнителя вокруг тавотницы, чтобы масло поступало внутрь, а не стекало снаружи. Игла для этой цели сделана на 1 мм короче резинки. То есть при шприцевании нужно сначала продавить резинку и только после этого игла сможет надавить на шарик и притопить его внутрь, открыв проход для масла. В каждую тавотницу вгоняю ровно по 1 мл. Это количество установил опытным путём за несколько смазок.

009_1.jpg
009_2.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Ты должен делать добро из зла, потому что его больше не из чего делать. Уоренн Роберт Пенн.

Аватара пользователя
Автор темы
KimIV
Реальное имя: Игорь
Откуда: Кунгур

НГФ-110Ш4. Модернизация.

Сообщение KimIV » 24 ноя 2015, 18:29

Увеличение хода поперечной подачи.

Считаю своим долгом сразу же предупредить, что название модернизации "Увеличение хода поперечной подачи" - не более, чем мАркетинговый ход ;) Но обмана никакого нет :) Ход поперечки действительно будет увеличен примерно на 15 мм. Просто дело в том, что модернизация затевается не для увеличения хода поперечной подачи, а для "вытаскивания" лимба из под салазки. Кому как, а мне бывает не удобно туда заглядывать. Вот и решил удлинить винт, установить промежуточную втулку с опорными подшипниками, а заодно и ход увеличить :)

Так почему тогда название "Увеличение хода поперечной подачи"? А просто звучит красиво :D и поисковикам, думаю, такой вариант понравится больше, чем например "Удлинение винта поперечной подачи" или "Перенос лимба поперечной подачи". Чё к чему? Кто такое искать будет? :)

Что ещё предварительно хочу сказать? Модернизацию поперечки постараюсь сделать так, чтобы сохранилась возможность отката, то есть можно было обратно поставить родной винт, родную втулку. Единственное, что нельзя будет вернуть обратно - это пропил в консоли (отмечен красным прямоугольником).

010_1.jpg


Итак, родной винт и втулка останутся не тронутыми. Штурвал с лимбом тоже само собой без изменений. Втулку выточу новую из алюмишки (заготовка на этот случай уже имеется). А винт планирую поставить другой, который был куплен уже достаточно давно, но с прицелом именно под то, что и затевается в данный момент. Винт приобретался по параметрам резьбы, то есть чтобы тип был - трапецеидальная, диаметр 16 мм, шаг 4 мм и направление левое. Вот он в сборе.

010_2.jpg
010_3.jpg
010_4.jpg


Кстати, я именно про этот винт спрашивал, как его выправить.

А это для сравнения штатный винт поперечки НГФа.

010_5.jpg
010_6.jpg



To be continued...
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Ты должен делать добро из зла, потому что его больше не из чего делать. Уоренн Роберт Пенн.


Вернуться в «Фрезерные»