Доработка узла лимба поперечной подачи китайского токарного КАТ180/350

Аватара пользователя
Автор темы
omich
Реальное имя: Олег
Откуда: Железнодорожный
Станки: Токарный мод кат180/350

Доработка узла лимба поперечной подачи китайского токарного КАТ180/350

Сообщение omich » 01 июл 2016, 10:56

Поводом создания темы послужили вопросы про упомянутую мной доработку в другой теме про китайский станок DIY 0714.
AnSm писал(а):Источник цитаты omich писал(а): насыпал мелких шариков в узел лимба,
А показать? Интересно же!

DemonY писал(а):Источник цитаты omich, фото в студию.

Специально фотки не делал, т.к. в тот момент все руки были в литоле, поскольку "клеил" шарики литом, а заодно он же с шариками остался в качестве смазки.
Блин, просмотрел все фотки и нигде нет, чтобы резцедержка открыла бы полностью узел лимба. Но чтобы было хоть представление о чем речь, вот случайная фотка, где видна ручка поперечной подачи:
strujka.jpg

К тому же, на фотках, возможно было бы непонятно как оно устроено, поэтому лучше нарисовать схему. Слева как было изначально, а справа как было доработано:
limb.jpg

Кто разбирал этот узел у "китайцев", тот знает как там изначально погано сделано, смотрим на схеме слева. Люфт вибирался чисто за счет лимба, т.е. вал надо "тянуть на себя", а лимб при этом прижимать что есть силы и фиксировать внутренним винтиком. Понятное дело, что тут явный технологический косяк.
Теперь смотрим схему справа как удалось улучшить это соединение: Из обломка обычной пилы по металлу от ножовки(предположительно, Р6М5, уж очень, зараза, крепкая оказалась) выпилил и очень хорошо отшлифовал шайбу, которую подложил между валом и неподвижной частью поперечной подачи(на схеме шайба толстая черная) , а шарики насыпал ровно по всему кругу между валом и прижимающей его штуковиной, на которой нарисована риска указателя лимба. В появившийся зазор наделал прокладок из листового 0,6 мм фторопласта, не помню, но кажется 3 или 4 штуки влезло(обозначено зеленым цветом). Прокладки подбирал так, чтобы их количеством и ужиманием винтами выбирались полностью все зазоры и обеспечивался некоторый натяг, который как раз силой затяжки и можно было очень точно отрегулировать. Основная нагрузка при точении резцом как раз приходится на шарики. В итоге, ручка поперечной подачи стала вращаться очень равномерно и без каких либо заеданий и люфт в этом узле вообще отсутствует.

Предвижу сразу скептические реплики, дескать шарики от нагрузки прокатают дорожку и появится люфт. Так вот, уже больше года как сделал эту доработку и соединение ни на сколько не ослабло, а если, предположим, ослабнет, то за "5 сек" можно его заново подтянуть. И, кроме всего прочего, шарики катаются значительно легче, чем простое трение двух затянутых железяк. Просто меня довольно быстро "достало" неравномерное, с заеданием, вращение ручки поперечной подачи.

В малой продольной подаче, постольку, она очень редко используется, не стал насыпать шариков, а только туда же подложил точно такую же "каленую" шлифованную шайбу и обильно смазал литолом, т.е. тоже стало вращаться значительно лучше, плюс, выбрал в ноль люфт.
В итоге, на станке теперь приятно работать и перемещение резцедержки стало очень предсказуемым.

Еще один плюс доработки, что теперь лимб сильно не затягиваю и есть возможность им делать измерения, т.е. устанавливать на ноль в любой момент. Ранее он был крепко стянут винтом с валом и произвольная установка в ноль была невозможна.

ЗЫ. Шарики добыл из такого подшипника. Разбирается он очень легко, достаточно вытащить стопорную шайбу. Шарики по размеру чуть более 1 мм и подошли очень удачно просто как родные.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
е_Вячеслав
Откуда: Москва
Станки: Лом, кувалда и зубило

Доработка узла лимба поперечной подачи китайского токарного КАТ180/350

Сообщение е_Вячеслав » 01 июл 2016, 12:25

omich писал(а):Источник цитаты ЗЫ. Шарики добыл из такого подшипника.
Вроде, для таких подшипников шарики отдельно продаются.

Аватара пользователя
Автор темы
omich
Реальное имя: Олег
Откуда: Железнодорожный
Станки: Токарный мод кат180/350

Доработка узла лимба поперечной подачи китайского токарного КАТ180/350

Сообщение omich » 01 июл 2016, 12:42

е_Вячеслав писал(а):Источник цитаты Вроде, для таких подшипников шарики отдельно продаются.

Тут уж что под руку попалось. Этих подшипников 4 штуки заказывал очень давно вместе с направляющими. Хотел миниатюрную сверлилку для плат соорудить, да передумал, поскольку, с появлением токарника, для моторчика выточил из капролона переходную втулку в стойку для дрели и теперь так им пользуюсь при сверлении плат. Вот подшипники и валялись без дела. Шариков в одном ну ооочень много, поэтому один такой разобрать значительно предпочтительнее, чем несколько обычных. Ну и искать в продаже, а тем более ждать, когда придут, если они уже есть прямо тут и сейчас, даже и в мыслях не было. :)

Аватара пользователя
е_Вячеслав
Откуда: Москва
Станки: Лом, кувалда и зубило

Доработка узла лимба поперечной подачи китайского токарного КАТ180/350

Сообщение е_Вячеслав » 01 июл 2016, 13:22

omich писал(а):Источник цитаты Тут уж что под руку попалось.
Так то да, просто, если кто задумает такую доработку повторить, имели бы в виду, что не обязательно подшипники покупать, да еще и в обойме, можно купить шарики или одну шариковую втулку, она копейки стоит.

Аватара пользователя
Skor06
Реальное имя: Алексей
Откуда: Красноярск

Доработка узла лимба поперечной подачи китайского токарного КАТ180/350

Сообщение Skor06 » 01 июл 2016, 14:52

Или подобрать тонкий роликовый безобойменный подшипник. Я такой поставил под гайку резцедержки. Усилие затягивания уменьшилось в разы.

Аватара пользователя
Автор темы
omich
Реальное имя: Олег
Откуда: Железнодорожный
Станки: Токарный мод кат180/350

Доработка узла лимба поперечной подачи китайского токарного КАТ180/350

Сообщение omich » 04 июл 2016, 15:17

Skor06 писал(а):Источник цитаты Или подобрать тонкий роликовый безобойменный подшипник.

Я как разобрал посмотреть "Что же там заедает?" и ужаснулся конструктиву, так первая же мысль была именно такая же, но измерив размеры и поискав по каталогам понял, что туда полезут только отдельные шарики, либо надо на другом токарном(поскольку, этот будет временно нерабочим) растачивать бОльшую дыру. Вот так с отдельными шариками и сложилось очень удачно.

Аватара пользователя
Автор темы
omich
Реальное имя: Олег
Откуда: Железнодорожный
Станки: Токарный мод кат180/350

Доработка узла лимба поперечной подачи китайского токарного КАТ180/350

Сообщение omich » 11 июл 2016, 09:31

В выходные достал токарный из шкафа, так что специально сфотографировал:
Так и есть, там 4 фторопластовых прокладки:

prodoln_podacha.jpg

► Показать
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
maxim284

Доработка узла лимба поперечной подачи китайского токарного КАТ180/350

Сообщение maxim284 » 12 июл 2016, 19:49

На винт поперечной подачи м8 налезает упорный подшипник который лично я покупал как запчасть к радиоуправляемой модели на каширке в Москве.Может корпус под него растачивать придётся как я делал в продольной нгф.Если нужно скажу конкретику в личке.
Купил цифровые лимбы как у Вас с попосадочным....руки не доходят привоять...

Аватара пользователя
Автор темы
omich
Реальное имя: Олег
Откуда: Железнодорожный
Станки: Токарный мод кат180/350

Доработка узла лимба поперечной подачи китайского токарного КАТ180/350

Сообщение omich » 13 июл 2016, 14:40

Я про цифровые лимбы думал, но это не то, что линейка по реальному перемещению. У лимба по-любому будет неточность из-за люфтов. Я вот линеек накупил, да все тоже не соберусь приделать. Когда протачивал головки цилиндров для мопеда, то сначала точил по лимбу малой продольной, а потом просто часовой индикатор пристроил и по нему стало значительно удобнее контролировать одинаковую глубину проточки между буртиками.
Ну а по этому лимбу, так сейчас уже и по нему неплохо стал ориентироваться, а по-началу было очень непривычно к дюймовым меткам привыкать. К тому же, лимб теперь подвижный и можно в любой момент в ноль установить.
Про упорный подшипник я говорил, что нужного размера в каталогах не нашел, а растачивать под него дырку не на чем, т.к. во время расточки этот станок будет без поперечки нерабочим, а других нет и знакомых поблизости тоже. Так что просто насыпать шариков оказалась очень бюджетной и малозатратной по времени идеей и в то же время очень эффективной.

Аватара пользователя
Кобас
Откуда: Питер

Доработка узла лимба поперечной подачи китайского токарного КАТ180/350

Сообщение Кобас » 17 ноя 2019, 16:23

Шарики поставить- это, несомненно, шаг вперед в деле уменьшения трения! Но, на выборке люфта это никак не отразится. Люфт выбирается только фигурными прокладками (если имеется перетяг), либо рег. шайбами (если излишний люфт).
Не очень понятно, почему у тебя вращение маховичка сопровождалось цикличными затяжками...? М.б. маховичок восьмерит? Либо вал кривой...
Сдвинув маховичок взад на 1 мм (диаметр шариков), ты его отодвинул от корпуса, убрав соприкосновение между ними. Вот затирка и исчезла.
А вообще люфт в нониусах явление вполне нормальное и оно на скорость не влияет. Мы стремимся выбрать его в "ноль" более для самовыражения! Просто, когда выбираешь нужный размер, надо маховичок подавать в одном направлении и. если перебрал на деление, то не сдавать на это-же деление назад, а сдать назад на три и подать вперед на два.
Это азы в работе наводчика артиллерийского орудия.


Вернуться в «Токарные»