ТВ-4. Модернизация малой продольной подачи

Аватара пользователя
Автор темы
KimIV
Реальное имя: Игорь
Откуда: Кунгур

ТВ-4. Модернизация малой продольной подачи

Сообщение KimIV » 27 апр 2016, 04:32

Винт.

Краткий анонс модернизации:
- увеличение хода малой продольной подачи до 94 мм
- установка упорных подшипников.

С чего всё началось? А с того, что я занимался НаГаФой и питал большие надежды на помощь Евгения. После получения шестерён планировалось сделать новый стакан для НГФ с регулируемой высотой. Но помощь сильно заставляла себя ждать. Поэтому у меня возникла идея, а что если удастся найти подходящий винт, но с более длинной резьбовой частью. И тогда я просто обрезаю существующий стакан и получаю возможность опускать консоль ниже, а с более длинным винтом не теряю подъёма по высоте. Такова была изначальная идея. Но прошерстив чипмейкерскую барахолку на предмет наличия винтов, я чисто случайно обнаружил вот это.

0174_1.png


Форма винта и гайки заинтриговали. Забронировал, оплатил... и вот, что пришло.

0174_2.jpg
0174_3.jpg


Ничего не напоминает? А теперь в сравнении с винтом малой продольной ТВ-4 (он вверху).

0174_4.jpg
0174_5.jpg
0174_6.jpg
0174_7.jpg


Сходство просто поразительное! Я считаю, повезло невероятно! И поэтому будет просто преступлением упустить эту возможность и ей не воспользоваться. Длина резьбовой части неродного винта ровно на 20 мм больше. Кончик под рукоятку короче на пару мм и кончик этот Ф8 мм вместо 7. Отверстие под конусный штифт чуть ближе (на полтора мм) к резьбе. А в остальном винты один в один. Вот от этой печки я и начал плясать. Вопрос "Зачем?" Ваще не стоял. Зудело в одном месте так, что ночами спать не мог и на работе еле усиживал до вечера, чтобы примчаться в гараж и делать то, что задумал.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Ты должен делать добро из зла, потому что его больше не из чего делать. Уоренн Роберт Пенн.

Аватара пользователя
Автор темы
KimIV
Реальное имя: Игорь
Откуда: Кунгур

ТВ-4. Модернизация малой продольной подачи

Сообщение KimIV » 27 апр 2016, 04:35

Доработка верхней каретки суппорта.

Неродной винт длиннее родного на 20 мм и поэтому при вкручивании в гайку, то есть при перемещении резцовых салазок от ЗБ к ПБ новый винт упрётся в чугунину верхней каретки суппорта. Решаю высверлить нору для винта, в которую он будет нырять :) Для этого возникла необходимость вынуть гайку. Выколоткой подходящего диаметра выбил штифт. Он оказался неконусным, то есть выбивать его можно в любую сторону. Я выбивал снизу вверх. Визуально, видимо из-за расклёпывания, верх мне показался ширее. Гайку вынимал тоже выбиванием между двух фанерок, подложив на гайку шайбочку. А выколоткой служила удлинённая гайка М8.

0175_1.jpg
0175_2.jpg
0175_3.jpg


Сверлить нору придумалось на НГФ, не в силу какой-либо необходимости, а просто было интересно! Для этого голову повернул горизонтально. Горизонталь оси вращения шпинделя относительно стола выставлял по индикатору, зажав в цангу обрезок вала от принтера. Хоть я и уложился в 6 соток, но это было зря. Сам вал имел биения полторы десятки. А мне для сверления можно было и на глаз всё выставить.

0175_4.jpg
0175_5.jpg
0175_6.jpg


Сооружаю страшную конструкцию из УСП-12. В качестве домкратиков использовал удлинённые гайки, болт и шпильку М20.

0175_7.jpg
0175_8.jpg
0175_9.jpg
0175_10.jpg
0175_11.jpg
0175_12.jpg
0175_13.jpg
0175_14.jpg


Сверлил сначала тонким сверлом Ф5 мм, а потом Ф15 мм. Свёрла перезаряжал отодвиганием стола влево и опусканием вниз.

0175_15.jpg
0175_16.jpg
0175_17.jpg
0175_18.jpg
0175_19.jpg
0175_20.jpg


Ну и вот, что получилось.

0175_21.jpg
0175_22.jpg
0175_23.jpg
0175_24.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Ты должен делать добро из зла, потому что его больше не из чего делать. Уоренн Роберт Пенн.

Аватара пользователя
Автор темы
KimIV
Реальное имя: Игорь
Откуда: Кунгур

ТВ-4. Модернизация малой продольной подачи

Сообщение KimIV » 27 апр 2016, 05:21

Изготовление проставки.

Увеличивать ход малой продольной можно в одну из двух сторон: либо к патрону, либо к ЗБ. К ЗБ всё понятно - винт подлиннее, для винта нору в верхней каретке, как я это уже сделал в предыдущем сообщении, и всё пучком. Кроме существенного снижения жёсткости из-за уменьшения площади соприкосновения ластохвостов в крайнем к ЗБ положении малой продольной. Поэтому я такой вариант даже не рассматривал, вообще о нём не думал, сразу приняв его за утопический. Мысль работала только в сторону дополнительного движения малой продольной к патрону. А туда резцовой каретке мешает идти опора винта. Значит опору нужно оставить на месте, а каретку продолжать двигать. Таким образом, сама собой напросилась в это место проставка толщиной на дополнительную длину винта.

0176_1.jpg
0176_2.jpg
0176_3.jpg


Исходный материал - какой-то квадратный стержень 28х28. По длине отрезал с запасом 3 мм на кривость отрезания и выравнивание при торцевании. Рыхлый слой ржи ободрал кордщёткой.

0176_4.jpg
0176_5.jpg
0176_6.jpg


И приступил к вертикальному выставлению головы НаГаФы. Чутьё мне подсказывало, что голову надо выставить поточнее. Поэтому ИЧ10 в помощь. Столкнулся с тем, что довольно сложным для меня оказалось именно вертикальное выставление. Вроде бы поймал в нули, начинаю подтягивать гайки для закрепления - уходит. Затянул не сильно, только начал, а голову уже провернуть не могу. Стучал кулаком, ладонью. Молотком хоть и резиновым, не решался, краску жалко. Приходилось опять гайки по одной ослаблять до уровня возможности поворота головы и по новой ловить нули. В итоге словил 2 сотки и на этом тормознул. Для черновой обдирки концевой фрезой, думаю, сойдёт.

0176_7.jpg
0176_8.jpg
0176_9.jpg


Далее тиски. Их поставил примерно посредине стола. И проверил по ходам стола, чтобы инструмент (фреза) полностью охватывал зажатую деталь. Шпонок на подошве тисков нет, поэтому пока придётся каждый раз выставлять параллельность губок продольному ходу стола. Это я сначала так думал, а потом понял, что не имеет смысла париться по двум причинам:
1. Для той поверхности (верхняя), которую я обрабатываю концевой фрезой, положение губок тисков относительно стола определяет только удобство зажатия заготовки. А параллельно они или перпендикулярно продольному ходу стола или под углом, значения не имеет.
2. Люфты стола на данный момент таковы, что не параллельность губок тисков продольному ходу стола можно смело ставить в пределах десятки.

Я выставил 2 сотки (см. фото ниже), но пошатав стол, прикладывая горизонтальные усилия в районе штурвала и увидев ход стрелки в полторы десятки, усмехнулся :)

0176_10.jpg
0176_11.jpg
0176_12.jpg
0176_13.jpg


Параллельность заготовки не выставлял, сразу так зажалось. Но проверил, прокатив индикатор по плитке КМД, положенной на заготовку. Только для того, чтобы проверить, что при заходе фрезы на съём 0,5 на выходе не было 1 или даже 1,5.

0176_14.jpg
0176_15.jpg
0176_16.jpg


Ну и пробую по тиху, по малу. Половину поверхности в одну сторону, а другую половину - в другую сторону. Затем на чистовую мухорезкой.

0176_17.jpg
0176_18.jpg
0176_19.jpg
0176_20.jpg
0176_21.jpg


Это было самое первое испытание мухорезки и, естественно, по первому впечатлению были только восторги. Понимание, что поверхность всё-таки "не очень" пришло немного позже. Заточка резца при обработке поверхности была острая.

0176_22.jpg


Обороты ручками на коробке скоростей ставил 500, но это для горизонтального шпинделя. На вертикальный обороты передаются с повышением, сколько точно, не знаю, но думаю что мухорезка крутилась где-то в районе 700-800 об/мин. Проверил поверхность лекальной линейкой на просвет. Плоскостность по-моему отличная.

0176_23.jpg


И напоследок прогнал индикатором на предмет параллельности ходу стола. Ну там микроны.

0176_24.jpg
0176_25.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Ты должен делать добро из зла, потому что его больше не из чего делать. Уоренн Роберт Пенн.

Аватара пользователя
Автор темы
KimIV
Реальное имя: Игорь
Откуда: Кунгур

ТВ-4. Модернизация малой продольной подачи

Сообщение KimIV » 27 апр 2016, 05:25

Изготовление проставки. Продолжение.

Обработав четыре поверхности, не особо заботясь о параллельности противоположных граней, снял размеры по углам. Вот размеры для самых лучших двух противоположных граней.

0177_1.jpg


Это растояния между ними, измеренные микрометром. Пятки микрометра прикладывал к граням всей поверхностью пятки, то есть от рёбер бруска немного внутрь. Я для себя определил требование - получить две максимально параллельные грани. Именно они потом встанут между резцовой салазкой и опорой винта. Определил также критерий параллельности - разбег толщины бруска по углам не более 1 сотки. Но при здравом размышлении снизил это требование до 2-х соток. И приступил к выведению двух плоскостей в параллель друг другу.

Достал из заначки лекальные тисочки. Закрепил их на столе в правой стороне, чтобы стружка не летела в мою сторону (вращение мухорезки обратное).

0177_2.jpg


И снял с двух сторон в сумме 5,5 мм, 11 раз по 0,5... мухорезкой! Так мне понравилось ей работать :). Это для уменьшения толщины проставки с 26 мм до 20. При перевороте заготовки тщательно базировался по противоположной грани, подкладывая две одинаковые КМДшки. Но результат получил печальный. Разбег больше десятки.

0177_3.jpg


Стал думать, как так получается. Имею две противоположные грани: №1 и №2. Кладу заготовку на первую грань на КМДшки... плотно кладу. Проверяю руками, не качается, ложится всей поверхностью. При зажиме тисками заготовку крепко прижимаю к КМДшкам. Обрабатываю поверхность №2. Затем деталь переворачиваю и обрабатываю поверхность №1, забазировавшись на поверхность №2, только что обработанную. И получаю результат, что на фотке выше. Печалька - это не то слово! 2 сотки стали казаться недостижимым эверестом. Думал два дня! Не коммерсант, могу себе позволить. Привёз дров в гараж, напилил, вообщем, отвлёкся как мог. И мысль меня посетила: кривые тиски! Их поверхность между губками не обеспечивает базы. Когда приходит понимание причины, то и решение вызревает само. Попробовал выставить деталь по индикатору, но задрать выше на несколько соток более толстый край. И что Вы думаете? Получилось! :yahoo: Разбег уменьшился именно на те сотки, на которые я задрал один край заготовки. Ну всё понятно! Иду дальше в этом направлении. В итоге я получил вот это.

0177_4.jpg


1 соточку не дотянул до своего критерия, но знаете, всё равно ощущаю это победой.

Итак, грани выведены. Сверлим отверстия. Разметил, при установке на стол запараллелил боковую грань, чтобы переход на другое отверстие выполнить только одной продольной подачей.

0177_5.jpg
0177_6.jpg
0177_7.jpg


Центрование, сверление 3, затем 5 мм...

0177_8.jpg
0177_9.jpg
0177_10.jpg
0177_11.jpg


Примерка.

0177_12.jpg
0177_13.jpg
0177_14.jpg


Твёрдосплавной чертилкой обцарапал выступы боковых граней и снял излишки всё той же мухорезкой.

0177_15.jpg
0177_16.jpg


Ну и вот как-то так пока получается.

0177_17.jpg
0177_18.jpg
0177_19.jpg
0177_20.jpg
0177_21.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Ты должен делать добро из зла, потому что его больше не из чего делать. Уоренн Роберт Пенн.

Аватара пользователя
Автор темы
KimIV
Реальное имя: Игорь
Откуда: Кунгур

ТВ-4. Модернизация малой продольной подачи

Сообщение KimIV » 27 апр 2016, 05:28

Изготовление проставки. Ластохвост.

Когда проставка была закреплена между резцовой салазкой и опорой винта, чертилкой обцарапал контур ластохвоста, чтобы его выфрезеровать. Можно было конечно и концевой фрезой просто прямоугольник выбрать и всё. Но раз уж есть фреза для ластохвостов, то решил попробовать ей.

0178_1.jpg
0178_2.jpg


Заготовку забазировал по боковой грани.

0178_3.jpg
0178_4.jpg


И приступил к выбиранию сначала прямоугольного паза. Снимал не торопясь по миллиметру фрезой Ф12 мм. Обороты 700.

0178_5.jpg
0178_6.jpg
0178_7.jpg
0178_8.jpg


Ластохвосты ТВшки 55 градусов, а фреза у меня на 60 градусов. Но я решил, что ничего страшного. Этот ластохвост работать не будет. Нужно только, чтобы он свободно насаживался на ластохвост верхней каретки суппорта. Фреза с твёрдосплавными напайками, шла очень хорошо. Снимал по 0,5 мм на сторону и сразу на всю глубину ластохвоста. Обороты также 700.

0178_9.jpg
0178_10.jpg


Верхние выступы я снял мухорезкой. И вот такая проставочка получилась.

0178_11.jpg
0178_12.jpg
0178_13.jpg


Примерка на салазках.

0178_14.jpg
0178_15.jpg
0178_16.jpg
0178_17.jpg
0178_18.jpg


И в сборе с кареткой.

0178_19.jpg
0178_20.jpg
0178_21.jpg
0178_22.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Ты должен делать добро из зла, потому что его больше не из чего делать. Уоренн Роберт Пенн.

Аватара пользователя
Автор темы
KimIV
Реальное имя: Игорь
Откуда: Кунгур

ТВ-4. Модернизация малой продольной подачи

Сообщение KimIV » 03 май 2016, 07:02

Доработка винта.

Новый винт подвергся трём доработкам.

1. Проточка посадки под рукоятки. Там небольшой конус, похоже 1:50. Я проточил его тремя ступеньками через одно деление лимба поперечки. Посадка с прокручиванием получилась плотная.

0179_1.jpg
0179_2.jpg
0179_3.jpg


2. Кроме перечисленных здесь отличий нового винта от родного оказалось, что у нового ещё и шпоночный паз под лимб короче примерно на 1,5 мм. Я решил его чуток удлиннить. Паз шириной 4 мм, фрезы такие есть, поэтому проблем не должно быть. Для закрепления винта в тисках сделал небольшие призмочки. Выставил губки тисков параллельно продольному ходу стола. Между губками подложил плитку КМД, чтобы винт закрепить повыше и с помощью призм зажал.

0179_4.jpg
0179_5.jpg
0179_6.jpg
0179_7.jpg


Старый паз позиционировал по фрезе поворотом вала пока он не сильно был зажат, а только слегонца. А под фрезу винт подвёл следующим образом. Вращая рукой шпиндель головы, концы перьев фрезы (их два) установил параллельно ходу поперечной подачи. Ближним ко мне пером коснулся пояска (на фото он слева от призм) винта с дальнего от меня боку и обнулил лимб поперечки. Перед этим штангелем измерил диаметр пояска. Потом стол опустил вниз и по лимбу поперечки отсчитал половину диаметра пояска плюс половина диаметра фрезы. Сейчас уже не помню точно, но поперечку двинул вроде бы на 12,6 мм после касания. После позиционирования паза по трапу винта покатал индикатор. На всю длину трапа сделал десятку в плоскостях XY и XZ. Зажал, проверил и профрезеровал паз. Добавил в сторону трапа 1,5 мм, съём по 0,25 мм, обороты 700.

0179_8.jpg
0179_9.jpg


Затем просверлил новое отверстие под конусный штифт. Диаметр сверла не помню, но выбирал его по минимальному диаметру штифта.

0179_10.jpg
0179_11.jpg


Фотки готового паза. Заезд фрезой вверху справа не мой. Старый паз такой был.

0179_12.jpg
0179_13.jpg


Рукоятки, совмещение отверстий под штифт.

0179_14.jpg
0179_15.jpg


3. Для установки упорных подшипников нужно будет растачивать опору винта, ширина которой 18 мм. Высота подшипников 8102, которые я решил установить, 9 мм, то есть два в сумме дадут эти же 18 мм. И если их садить полностью в опору, то от неё ничего не останется. Подшипникам цепляться за опору не за что будет. Нужна перегородка между подшипниками хотя бы 2-3 мм. Эти миллиметры я решил взять у пояска винта и у лимба. Таким образом, следующая доработка винта - проточка пояска под подшипник.

0179_16.jpg
0179_17.jpg
0179_18.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Ты должен делать добро из зла, потому что его больше не из чего делать. Уоренн Роберт Пенн.

Аватара пользователя
Автор темы
KimIV
Реальное имя: Игорь
Откуда: Кунгур

ТВ-4. Модернизация малой продольной подачи

Сообщение KimIV » 03 май 2016, 07:05

Установка упорных подшипников.

Доработка лимба. Расточка под посадку одной из обойм подшипника 8102, то есть до 28 мм. Лимб просто прижал пинолью задней бабки к патрону и зажал кулачками.

0180_1.jpg
0180_2.jpg
0180_3.jpg
0180_4.jpg
0180_5.jpg


Расточка опоры со стороны салазок тоже до 28 мм и на глубину 7,5 мм. Никак особо не базировал. Только прижал планку с крепёжными отверстиями к двум кулачкам и зажал.

0180_6.jpg
0180_7.jpg


Со стороны лимба опору растачивал в планшайбе. И вот тут уже базировал по внешней поверхности фланца, который ранее зажимал в кулачки. 5 соток. Лучше никак поймать не смог.

0180_8.jpg
0180_9.jpg
0180_10.jpg


Вот такая получилась опора. Перегородку между подшипниками оставил довольно толстую, 3 с чем-то мм.

0180_11.jpg
0180_12.jpg
0180_13.jpg
0180_14.jpg
0180_15.jpg


Ну и винт в сборе с опорой.

0180_16.jpg


Вращение ваще супер! :good: Я позже покажу на видео лёгкость вращения рукояток.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Ты должен делать добро из зла, потому что его больше не из чего делать. Уоренн Роберт Пенн.

Аватара пользователя
Автор темы
KimIV
Реальное имя: Игорь
Откуда: Кунгур

ТВ-4. Модернизация малой продольной подачи

Сообщение KimIV » 03 май 2016, 07:07

Сборка и проверка.

Сборку винта с опорой разобрал и промыл в керосине от стружки. Просушил и собрал, смазав подшипники литолом. Гайками, крепящими лимб, отрегулировал зазор в подшипниках по минимуму люфта и лёгкому вращению без заеданий.

0181_1.jpg


Привинтил опору к салазкам через проставку и полностью собрал малую продольную.

0181_2.jpg
0181_3.jpg


Отверстия винта и рукояток совместил, прошёлся конусной развёрткой и забил штифт. Ставлю на станок. Это положение салазок при полностью вывернутом винте, но упирающимся в гайку.

0181_4.jpg


А это положение при полностью ввёрнутом винте.

0181_5.jpg


Произвожу замеры, какой получился максимальный ход малой продольной. Для этого полностью выкручиваю винт из гайки и салазки толкаю к патрону, чтобы винт упёрся в гайку. Далее замеряю, насколько выступает внешняя сторона опоры относительно каретки. 106 мм.

0181_6.jpg
0181_7.jpg


Сдвигаю салазки к патрону вкручиванием винта до упора и снова измеряю, насколько выступает опора. 12 мм

0181_8.jpg


Таким образом, максимальный ход малой продольной подачи получается 106-12=94 мм. Для сравнения конусная часть КМ3 с лапкой по ГОСТу составляет 99-13=86 мм. А конусная часть КМ3 с резьбовым отверстием равна 86-7=79 мм.

При полностью ввёрнутом винте салазки выходят за каретку со стороны патрона на 27 мм.

0181_9.jpg
0181_10.jpg
0181_11.jpg
0181_12.jpg
0181_13.jpg


И в заключение видео, в котором демонстрируется лёгкость вращения рукоятки малой продольной подачи. Клин стоит в том же положении, в каком стоял до модернизации малой продольной, то есть настроен на обычную работу.

http://youtu.be/b6a4zBDqEjA

Итак, работа закончена. Нужно сделать выводы.
Что я получил в результате доработки малой продольной:
1. Ход малой продольной подачи составляет теперь 94 мм. Измерение проводилось от положения полностью выкрученного винта, но упёртого в гайку, до полного вкручивания винта, то есть до упора опоры каретки в салазки.
2. До 27 мм увеличился вылет резцедержки относительно суппорта в сторону патрона. Что мне это даст? Наверно, появится возможность обрабатывать обратную сторону какого-нибудь блинчика, который раньше бы упирался в суппорт.
3. Более легкое вращение рукоятки малой продольной подачи. Так, как я кручу рукоятку на видео, у меня раньше не получалось, закусывало. И приходилось крутить не пальцами, а всей кистью за обе рукоятки.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Ты должен делать добро из зла, потому что его больше не из чего делать. Уоренн Роберт Пенн.

Аватара пользователя
DOC
Реальное имя: Александр
Откуда: Нижний Новгород

ТВ-4. Модернизация малой продольной подачи

Сообщение DOC » 03 май 2016, 07:55

Игорь такое легкое вращение не есть айс! при точении может быть самопроворачивание :)
Не стыдно быть бедным,стыдно быть дешёвым!

Аватара пользователя
DemonY
Реальное имя: Дмитрий
Откуда: Челябинская обл.

ТВ-4. Модернизация малой продольной подачи

Сообщение DemonY » 03 май 2016, 08:01

DOC, можно клин подтянуть.


Вернуться в «Токарные»