Восстановление "Верховина 3"

Аватара пользователя
Автор темы
George52

Восстановление "Верховина 3"

Сообщение #1 George52 » 05 мар 2016, 22:59

Немного истории...
Львовский мотозавод (ЛМЗ), первоначально специализировавшийся на выпуске автоприцепов, в 1958-м году занялся разработкой опытных образцов мопедов, так как руководством страны было принято решение бросить все силы на развитие этого направления. У ЛМЗ уже имелся опыт разработки такой продукции: в частности, заводом были выпущены мотовелосипеды В-902 и В-905, мопеды МВ-044 ("Львовянка"), а также мопеды МП-043, МП-045, МП-046 и МП-047. Конец 50-х годов ознаменовался выпуском первых мопедов "Верховина-3" (MП-048), сыгравших заметную роль не только в истории Львовского мотозавода, но и в истории отечественной мототехники того времени. Мопед "Верховина-3", оснащенный 50-кубовым двухтактным двигателем Ковровского механического завода (Ш-51К) мощностью 2 л.с., разгонялся до 50 км/час. Кубатура, мощность и максимальная скорость были типичными для мопедов, поэтому разработчики, в первую очередь, привлекали внимание потребителей к улучшенному внешнему виду первой "Верховины".
Мопеды Верховина и Карпаты
В отличие от предшественников, на мопеде "Верховина-3" установили колеса меньшего диаметра и трубчатую сварную раму, благодаря которой удалось повысить прочность конструкции и снизить вес мопеда до 51 кг. "Верховина-3" могла похвастаться удобной посадкой и модернизированной передней и задней вилкой. Заднюю вилку закрепили к раме болтами и резьбовыми втулками, что позволило уменьшить степень ее износа при качании. Тормозные колодки оснастили защитными упорами, в которые можно было вставлять компенсирующие шайбы и не менять колодки после 20 километров пробега. Раньше для крепления топливного бака приваривались кронштейны, а у мопеда "Верховина-3" бак крепился за бурт, благодаря чему удалось избежать трещин, часто образовывающихся в местах крепления кронштейнов. "Верховина-3" прошла серию испытаний: в частности, мопеду пришлось преодолеть более 5300 километров, чтобы продемонстрировать свою надежность и неприхотливость в эксплуатации.


Достался сей агрегат 1972 г/в
Восстановление Верховина 3  - IMG_20160305_181919.jpg
даром.Отец одного приятеля в свое время катался на нем,но по причине не надежного контактного зажигания был забыт на улице под старым линолеумом в саду на не долгие 30 лет! В замен данного мопеда была приобретена Рига 22, что тоже мной восстанавливается.Об этом мопеде расскажу в отдельном повествовании.

К сожалению, у меня нет фотографий начала работ, да и зачем? Вы прекрасно можете включить воображение, и представить, что может быть с техникой, простоявшей на улице всего то 30 лет. Резина была номинально, скорее ее не было, колеса не крутились, бардачков нет, цепь превратилась в единый конгломерат. Отсутствует крышка генератора(если есть у кого, буду рад выкупить или приму в дар),да и сам генератор канул в лету. В целом набор ржавого железа, хотя и в неплохой комплектации и частичной сохранности.

Двигатель:
Восстановление Верховина 3  - IMG_20160305_180939.jpg

Головка цилиндра была без единого ребра, чтобы снять цилиндр, пришлось греть и отмачивать 4 суток. Со временем старый цилиндр будет расточен и восстановлен. Был случайно приобретен ш-57 с цилиндром от ш-51,он и послужил донором. Глушитель пока не нашел.
Крышка и цилиндр ш-51 отличается от в-50 по форме
Восстановление Верховина 3  - IMG_20160305_181111.jpg


Карбюратор к-34,яма" под него маленькая и цилиндр соответствующий. К-60 под цилиндр и картер ш-51 не подходят!
Восстановление Верховина 3  - IMG_20160305_180952.jpg

кроме того присутствует сапун (или как он там называется),удобная штука для остановки двигателя и продувки цилиндра если был перелив топлива.
Восстановление Верховина 3  - IMG_20160305_181016.jpg

Кстати ручка переключения скоростей имеет рычажок для открытия сапуна.
Восстановление Верховина 3  - IMG_20160305_181327.jpg

Коробка скоростей и шестерни не взаимозаменяемы от других двигателей серии ш,в моем случае внутренности в хорошем состоянии.

Генератор взят с ш-57,
Восстановление Верховина 3  - IMG_20160305_181426.jpg

катушка зажигания от пилы «Дружба»,зажигание электронное по этой схеме
Восстановление Верховина 3  - IMG_20160305_181508.jpg

Восстановление Верховина 3  - ee0f4b4e1899d8d568cef0a78af12779.jpg

Родная катушка зажигания поставлена на приборы освещения.
Для тех, кто собирается восстанавливать ш-51 говорю заранее, найти зап.части очень сложно.

Рама: Передние амортизаторы по моему подходят от Карпат, задние старого образца, на развалах еще можно купить б/у. Задний маятник крепится к раме не осью как на Карпатах и пр., а с помощью 2 болтов.
Восстановление Верховина 3  - IMG_20160305_181207.jpg


Колеса: На переднем колесе стоит привод спидометра,
Восстановление Верховина 3  - IMG_20160305_181951.jpg

колодки подходят от Карпат и Риг. При поиске новых спиц столкнулся с проблемой, что спицы Карпат длиннее родных
Восстановление Верховина 3  - IMG_20160305_181722.jpg

Прошу обратить внимание на разные барабаны от Карпат по креплению спиц.Поэтому спицы и короче.
Восстановление Верховина 3  - IMG_20160305_181155.jpg

Пришлось подкладывать гайки под ниппеля спиц, пространство между ободом и ниппелями залил нейтральным силиконовым герметиком (дабы не разъедал краску) в целях того, чтобы камеру не перетерло. Покрышки от Карпат встали как родные, до сих пор продаются.
На заднем крыле крепление по такой вот номер
Восстановление Верховина 3  - IMG_20160305_183838.jpg

Зеркало заднего вида от ранних риг
Восстановление Верховина 3  - IMG_20160305_182417.jpg

Покраска осуществлялась грунтом и краской из баллончиков, приобретенных в Ашане. Покрытие лаком в 2 слоя.
Наклейки заказаны в типографии за 1100 рублей вместе с работой по макетирование. Наклейки наклеены и покрыты лаком.
Восстановление Верховина 3  - IMG_20160208_124419.jpg
Восстановление Верховина 3  - IMG_20160305_181256.jpg
Восстановление Верховина 3  - IMG_20160305_181401.jpg
Восстановление Верховина 3  - IMG_20160305_181413.jpg

Бардачки отсутствуют. Был кусок от правого бардачка. Сделал деревянные клише, попробовал сделать из канистры. Результат не очень. Хочу попробовать сделать из стеклоткани + эпоксидная смола.
Восстановление Верховина 3  - IMG_20160305_182553.jpg
Восстановление Верховина 3  - IMG_20160305_182611.jpg
Восстановление Верховина 3  - IMG_20160305_182722.jpg

Сидение перетянуто и закреплено к основанию клепками.
Восстановление Верховина 3  - IMG_20160305_182250.jpg
Восстановление Верховина 3  - IMG_20160305_182340.jpg

Цвет подобран ближе к оригинальной шкурке.
Электрика:
На ранних моделях риг и Верховины ставились фары со встроенным спидометром ФГ-200Б
Восстановление Верховина 3  - IMG_20160208_124351.jpg
Восстановление Верховина 3  - IMG_20160305_182020.jpg

Обращаю внимание на ранний в фаре и поздний спидометр от Карпат(разметка спидометра разная)
Восстановление Верховина 3  - IMG_20160305_182110.jpg

Задний габаритный фонарь ФП-226.К сожалению пока не нашел целый плафон.
Восстановление Верховина 3  - IMG_20160305_181802.jpg

под ним рамка номера.
Катушка зажигания б-300.Способ восстановления выложил у Вагнера на сайте:http://www.wagnerland.ru/index.php?topic=1598.0
Восстановление Верховина 3  - IMG_20160305_181838.jpg

Обращаю внимание на решетки звуковых сигналов.
Восстановление Верховина 3  - IMG_20160305_182220.jpg

Тот что не покрашен от ранних мопедов, покрашенный ставился начиная с Риги 22.
Проезжая у гаражей мелькнул на свалке выброшенный мотошлем вишневого цвета. Решил забрать мусор, вот что получилось..
Восстановление Верховина 3  - IMG_20160305_183816.jpg

Под цвет мопедки.)))
Мопед ждет весны для оживания двигателя.)))
Восстановление Верховина 3  - IMG_20160208_124331.jpg

Мой интерес восстановить мопедки до заводского(или приблизить)состояния, это же маленькие, тарахтящие части нашей большой истории!)) :)

Аватара пользователя
ROW

Восстановление "Верховина 3"

Сообщение #2 ROW » 06 мар 2016, 08:18

George52 писал(а):Источник цитаты пространство между ободом и ниппелями залил нейтральным силиконовым герметиком (дабы не разъедал краску) в целях того, чтобы камеру не перетерло.

С завода там резиновая лента лежала, если я не путаю ни чего?
Каждый убежден, что другие ошибаются, когда судят о нем, и что он не ошибается, когда судит о других.

Аватара пользователя
nikirk2

Восстановление "Верховина 3"

Сообщение #3 nikirk2 » 06 мар 2016, 09:21

Не путаете, лежала. Только вот заковыка, и в былые времена спиц родных достать было сложновато. Ставили что подходило. А подходило не все. Как правило не хватало резьбы на спицах, хорошо если был доступ до резьбонакатных станков, а у многих он был? По этой причине под головку спиц ложили шайбы толщиной до 4мм. Стандартная лента-прокладка не спасала, натягивали несколько камер от подросткового велосипеда. Для того что бы торчащие головки спиц не протыкали камеру мопеда.

Аватара пользователя
Кустарь-одиночка с мотором

Восстановление "Верховина 3"

Сообщение #4 Кустарь-одиночка с мотором » 06 мар 2016, 10:39

Оффтоп. :D У мну на велике наоборот, спицы утоплены в глубину обода, лента сползла набок и давлением продавило камеру в отверстие (давление 3 атм.) Когда разбортировал, немножко охренел, искал дырку снаружи камеры, а она внутри! :pardon:
Гость.

Георг Ом

Восстановление "Верховина 3"

Сообщение #5 Георг Ом » 06 мар 2016, 10:45

George52, тот "сапун" на головке скорее всего является декомпрессором. Раньше любили такие вещи на движках ставить.

Аватара пользователя
Akondr

Восстановление "Верховина 3"

Сообщение #6 Akondr » 06 мар 2016, 11:26

На моей верховине ручка с переключениями скоростей была другая. В ней было окошко с цифрами включенной передачи. И рычажок декомпрессора был силуминовый. Крышки бардачков были металлические, покрыты хромом, черная подпружиненная полуоборотная ручка. При повороте внутри крышки два усика цеплялись за края пластмассы. А задний плафон на крыле был металлический с красным стеклышком. Очень красивого, сочного рубинового цвета. Похожий плафон был на ковровцах.
Посадка была удобная но на слякоти без опыта можно было легко навернутся. Да же в лужеце от колеса велика. Переднее колесо уходило в лево или в право. Попытки вывернуть только усугубляли...

Аватара пользователя
Автор темы
George52

Восстановление "Верховина 3"

Сообщение #7 George52 » 06 мар 2016, 11:42

nikirk2 писал(а):Не путаете, лежала. Только вот заковыка, и в былые времена спиц родных достать было сложновато. Ставили что подходило. А подходило не все. Как правило не хватало резьбы на спицах, хорошо если был доступ до резьбонакатных станков, а у многих он был? По этой причине под головку спиц ложили шайбы толщиной до 4мм. Стандартная лента-прокладка не спасала, натягивали несколько камер от подросткового велосипеда. Для того что бы торчащие головки спиц не протыкали камеру мопеда.

Резьба на спицах катанная,соответственно при нарезке плашкой она становится меньше чем в ниппеля спицы.
Есть самоделки приспособ по переклепке спиц
Восстановление Верховина 3  - 1435447694_big671.jpg

Но проблема в том,что надо сначала греть спицу,затем переклепать,да и приспособление делать, что честно говоря лень :oops:
Залив пространство герметиком,я распределил (увеличил) поверхность соприкосновения камеры с ободом и проколов быть не должно, хотя отрицательный момент-колесо стало тяжелее.Но мопедка не скоростной
транспорт, поэтому ничего страшного в этом нет.С этой проблемой я обращался к Вагнеру, но вразумительного ответа не получил и пошел своим путём.А натирать шкуркой ржавые, старые спицы не вижу смысла, покрытия нет и они после первого дождика опять ржавыми станут. В домашних условиях качественное оксидирование не проведешь.
Георг Ом писал(а):George52, тот "сапун" на головке скорее всего является декомпрессором. Раньше любили такие вещи на движках ставить.

Точно, декомпрессор, отличная вещь кстати,не понимаю почему их перестали ставить? Хотя есть сложность и сним-надо притирать родимого как клапан, иначе травить будет.Но в случае перелива карба альтернатив ему нет. :good2:

Аватара пользователя
Akondr

Восстановление "Верховина 3"

Сообщение #8 Akondr » 06 мар 2016, 11:50

В доме родителей есть сарай. Мама, защищаясь от Пионеров, лет двадцать назад, завалила мой сарай землей с камнями по самую крышу. Т.е. внутри сарая до потолка земля с камнями. А там Карпаты с форсированным двигателем от Минска. Рама с колесами от Верховины 3. И все что накопил за годы отрочества...
Пытаться откопать, думаю уже позно. Земля сделала свое дело. Крышу сарая ни кто за эти годы не ремонтировал...

Аватара пользователя
Автор темы
George52

Восстановление "Верховина 3"

Сообщение #9 George52 » 06 мар 2016, 11:51

Akondr писал(а):На моей верховине ручка с переключениями скоростей была другая. В ней было окошко с цифрами включенной передачи. И рычажок декомпрессора был силуминовый. Крышки бардачков были металлические, покрыты хромом, черная подпружиненная полуоборотная ручка. При повороте внутри крышки два усика цеплялись за края пластмассы. А задний плафон на крыле был металлический с красным стеклышком. Очень красивого, сочного рубинового цвета. Похожий плафон был на ковровцах.
Посадка была удобная но на слякоти без опыта можно было легко навернутся. Да же в лужеце от колеса велика. Переднее колесо уходило в лево или в право. Попытки вывернуть только усугубляли...

На первых Верховинах 1971 года был металлический фонарь,затем их заменили.
Остатки крышки у меня с этого мопеда,и сделана она из полиэтилена низкого давления.
Оригинальная ручка переключения это супер раритет! Местные барыги крутят у виска,когда я пытаюсь обьяснить что я ищу, некоторые даже в глаза не видели верховину 3... :unknown: Даже та что стоит найти было нелегко, на поздних моделях декомпрессора уже не было и соответственно рычаг не предусматривался...

Отправлено спустя 6 минут 36 секунд:
Akondr писал(а):В доме родителей есть сарай. Мама, защищаясь от Пионеров, лет двадцать назад, завалила мой сарай землей с камнями по самую крышу. Т.е. внутри сарая до потолка земля с камнями. А там Карпаты с форсированным двигателем от Минска. Рама с колесами от Верховины 3. И все что накопил за годы отрочества...
Пытаться откопать, думаю уже позно. Земля сделала свое дело. Крышу сарая ни кто за эти годы не ремонтировал...

А зря, стоит попробовать...Движку из алюминия точно ничего не будет,в картере масло все равно осталось и внутренности скорее всего целые,тем более в сарае под крышей земля не такая сырая,возможно прямого контакта с водой и не было,этож как консервация!
Как вы думаете как выглядел этот мопед простояв на улице 30 лет???Было бы желание.Тем более не стоит сомневаться в советском металле,это не китайщина что прогревает насквозь за 2 года.

Гриша

Восстановление "Верховина 3"

Сообщение #10 Гриша » 06 мар 2016, 14:49

Сообщение не по теме
Спасибо за тему !
Ностальгия !
У меня был такой !
Свернуть


Вернуться в «Мототехника»